Учебно-тематический план № этапа Срок обучения Кол-во занятий Раздел программы 1 1 месяц 8 – 12 Закаливание Плавание с поддержкой 16 - 24 Выбор определенного способа плавания (спина) 16 - 24 Активизация движений рук и ног Ныряние 2 3 2 месяца 2 месяца 4 2,5 – 3 месяца 12 - 36 5 3-4 месяца 24 - 48 Итого: 12 месяцев 96 - 144 Обучение отталкиванию и скольжению Выбор определенного способа плавания (грудь/спина) Игры на подражание Самостоятельное плавание Контрольные тесты Содержание программы По возрасту детей, и степени усвоения программы выделены возраста: возраст от 8 до 10-12 недель возраст ребенка 3-4 месяца возраст ребенка 5-6 месяцев возраст 6-8 месяцев возраст 9-12 месяцев возраст 12-24 месяцев В каждый вошли: игры по освоению в воде, и обучению плаванию; комплексы упражнений по обучению плаванию, в домашних условиях; упражнения на «суше», и на воде на развитие диафрагмального дыхания и регуляцию мышечного тонуса при обучении детей плаванию; комплексы по закаливанию детей в домашних условиях, для родителей; упражнения в воде с предметами под музыкальное сопровождение; игры в воде с речью и движением на координацию; упражнения на развитие мелкой и общей моторики; упражнения на развитие чувства темпа и ритма. В программе определены, возможности развития дыхательной функции (через водную среду), (диафрагмального, продолжительного, сильного, постепенного), согласованность дыхания и движения при плавании; - представлены средств, форм занятий, приемы коррекции и оздоровления, реализации индивидуально - дифференцированного подхода. Используется в процессе занятий плаванием комплекс упражнений включающих: модифицированные коррекционные упражнения на развитие памяти, внимания, воображения, упражнения на дыхание и координацию, праздники, и театрализованные представления — всё это позитивно влияют на психическую и эмоциональную сферу детей, обеспечивая высокий уровень усвоения программы, и решают главную задачу оздоровление детей, через обучение плаванию. Построение занятия Структура занятия: длительность занятия 30-40 минут. Вводная часть. Разминка – 10-15 минут (согревающая, суставная). Если за 10-15 минут не включился в процесс, то даем возможность поиграть ребенку в воде с игрушками. Основная часть – 15-20 минут. Проплывы, упражнения, оборудование, новые упражнения, ныряние. (Если ныряющий ребенок, не ограничиваем; если новичок, то только на конец занятия). Заключительная часть – 5 минут – играет без ограничения. Если занятие инструктор – ребенок, то родителю показываем новое упражнение, чему научились. Заминка – «поливашки», «прокаты на спине». После занятия по плаванию сон 2-3 часа. Проводить занятие с ребенком до 1 года, в первой половине дня, между первым и втором сном, до 16.00. часов. Приступать к водным процедурам необходимо только с разрешения врача, начиная с 3-й недели жизни ребенка. Первоначальная продолжительность занятий напрямую зависит от массы тела ребенка при его рождении. Если масса тела ребенка 2, 5 – 3 кг, то это 10 минут занятий, а если масса тела 3 - 4 кг, то продолжительностью является уже около 15 минут. Каждый месяц пребывание в воде может увеличиваться на несколько минуты и к концу курса обучения составляет уже 40 минут. Условным знаком к окончанию занятия может послужить недовольство ребенка, проявляется оно по-разному. Необходимо контролировать настроение малыша. Занятие может уменьшаться по времени, но увеличивать его недопустимо. Занятия проводятся через 1-1, 5 часа после приема пищи, если ребенок здоров и в хорошем настроении. Оценка качества выполнения контрольных тестов По итогам всех занятий, в конце курса обучения возможны некоторые несложные тесты: 1. Отталкивание малыша в горизонтальном положении от жесткой поверхности Оценка: 4 балла - ребенок самостоятельно и ярко выражено отталкивается своими усилиями; 3 балла - ребенок производит толчок с помощью тренера или родителя; 2 балла - ребенок толкается вяло с помощью тренера или родителя; 1 балл - ребенок только касается ногами жесткой поверхности и не производит отталкивание. 2. Плавание на спине Оценка: 4 балла - ребенок плавает самостоятельно более 10 мин; 3 балла - ребенок плавает самостоятельно более 7 мин; 2 балла - ребенок плавает с поддержкой менее 5 мин; 1 балл - ребенок плавает с поддержкой менее 3 мин. 3. Погружение под воду Оценка: 4 балла - 4 раза в течение 5 минут; 3 балла - 3 раза в течение 4 минут; 2 балла - 2 раза в течение 3 минут; 1 балл - 1 раз в течение 2 минут. 4. Отталкивание малыша в вертикальном положении от жесткой поверхности (с небольшой поддержкой) Оценка: 4 балла- ребенок самостоятельно и ярко выражено отталкивается ножками; 3 балла- ребенок производит уверенный толчок; 2 балла- ребенок толкается вяло от поверхности; 1 балл - ребенок стоит и не толкается ногами от жесткой поверхности