1 Оглавление 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Концепция программы 1.3. Основные принципы 1.4. Планируемые результаты 3 3 4 4 5 2. Содержательный раздел 2.1. Структура двигательного режима детей 2.2. План мероприятий по снижению заболеваемости в ДОО 2.3. Система оздоровительной работы 2.4. План лечебно-оздоровительных мероприятий 2.5. Система методов и средств, основные мероприятия физкультурнооздоровительной работы с детьми 2.6. Система закаливания с учетом времени года 2.7. Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОО 2.8. Требования к организации образовательного процесса и режима дня 2.9. Учебный план 2.10. Организация прогулок 7 7 8 10 12 13 15 16 18 2.11. Методика физкультурно-оздоровительной работы 19 19 22 3. Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение 3.2. Спортивный инвентарь 3.3. Технические средства обучения 3.4. Методическое обеспечение программы 3.5. Кадровые условия 24 24 24 25 25 25 ПРИЛОЖЕНИЕ Оздоровительные игры Методика проведения точечного массажа «Гимнастика маленьких волшебников» Комплекс дыхательных упражнений 26 2 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка На современном этапе развития системы дошкольного образования оздоровительное направление работы детских садов становится все более значимым. В дошкольном учреждении формирование здоровья ребенка, уровень его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими программами пользуются его педагоги. Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, физкультурные упражнения, в том числе спортивные досуги, праздники и развлечения, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья дошколят. В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является самой актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа, направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Разрабатывая программу «НЕБОЛЕЙКА», мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система оздоровительной работы с детьми органически входила в жизнь ДОО, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Программа определяет основные направления оздоровления детей в ДОО, задачи, а также пути их реализации. Возраст воспитанников: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года Форма обучения: очная Язык, на котором осуществляется обучение: русский Направленность: оздоровительная. Актуальность разработки программы Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психологопедагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить. Мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что не полностью реализуется оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей, в результате этого в ДОО разработана оздоровительная программа «НЕБОЛЕЙКА». Для реализации программы в детском саду имеются следующие условия: • физкультурный зал, который оборудован необходимым инвентарём; • имеется картотека подвижных игр с необходимыми атрибутами; 3 • имеется методический материал для развития основных видов движения, физкультминуток и пальчиковых игр; • в группах ДОО имеются спортивные уголки, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов; • закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных и музыкальных занятиях, других режимных моментах; • закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей; • постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур. 1.2. Концепция программы Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм. Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОО: не только в плане физического воспитания, но и образования в целом, организации режима, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их валеологическое просвещение. Особенностью организации и содержания воспитательно-образовательной деятельности должен стать валеологический подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни. 1.3. Основные принципы программы: 1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками. 2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. 3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности. 4. Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья. 5. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей посредством создания условий для совместной деятельности педагогических работников и семьи; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Задачи 1. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. 2. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления. 4 3. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности, и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке, при выполнении движений. Направления работы: • организация здоровье сберегающей среды в ДОО; • решение оздоровительных задач средствами физкультуры; • определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, критериев здоровья методами диагностики; • изучение передового педагогического и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик; • пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников; • профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний 1.4. Планируемые результаты: Планируемые результаты на этапе завершения дошкольного образования: У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены. Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность. Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение здоровье сберегающей деятельности в ДОО: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ с изменениями от 8 декабря 2020 года. 2. Федеральный государственный образовательный стандарта дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155. 3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847). 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». 5. СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» 2.4.1.3648-20, «Санитарноэпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации общественного питания населения». 6. Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Голубок» от 18.12.2019 № 1245 постановлением администрации Нижнетуринского городского округа 7. Образовательная программа МАДОУ НТГО детский сад «Голубок» 8. Программа развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Голубок» от 01.03.2022г. № 33. 5 Концепция программы " НЕБОЛЕЙКА " и её основные направления Цель Сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с деятельн учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у ости родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья Основн Профилактическое Организационное ые 1.Выполнение 1.Организация здоровье сберегающей среды в ДОО направл санитарно2.Определение показателей физического развития, ения гигиенического режима двигательной подготовленности, объективных и програм 2. Проведение субъективных критериев здоровья методами мы. социальных, санитарных диагностики и специальных мер по 3.Составление индивидуальных планов оздоровления профилактике и 4.Изучение передового педагогического, распространению медицинского и социального опыта по оздоровлению инфекционных детей, отбор и внедрение эффективных технологий и заболеваний методик 5.Систематическое повышение квалификации педагогических кадров 6.Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей родителей, сотрудников Объект Дети дошкольного Семьи детей, Педагогический коллектив ы образовательного посещающих образовательного учреждения програм учреждения образовательное мы учреждение. Основн Принцип Принцип Принцип Принцип Принцип ые научности комплекснос активности адресованности принцип подкрепле ти и сознательности и Результативно ы ние всех интегративн участие всего преемственност сти и програм мероприя ости коллектива в и поддержание гарантир мы тий, решение поиске новых связей между ованности – направлен оздоровител эффективных возрастными реализация ных на ьных задач в методов и категориями, прав детей на укреплен системе целенаправленной учёт получение ие всего деятельности по разноуровневог помощи и здоровья, воспит. оздоровлению себя о развития и поддержки научно процесса состояния обоснован здоровья ными и практичес ки апробиро ванными методика ми Реализуе мые програм мы и технолог ии ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста Программа развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Голубок» от 01.03.2022г. № 33 6 Нижнетуринского городского округа детский сад «Голубок» разработана в соответствии: с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) - и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) Формы взаимод ействия Образовательная деятельность, прогулки, походы. Совместные досуги с родителями и младшими школьниками Спортивные праздники и развлечения 2.Содержательный раздел 2.1. Структура двигательного режима детей Формы организации Особенности организации 1 Физкультурно-оздоровительные мероприятия 1.1 Утренняя гимнастика 1.2 Двигательная разминка. 1.3 Физкультминутка. Ежедневно на открытом воздухе или в зале. Ежедневно во время перерыва между занятиями Ежедневно по мере необходимости в зависимости от вида и содержания занятий. Ежедневно, во время утренней прогулки 1.4 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Оздоровительный бег. Два раза в неделю, подгруппой по 5-7 человек, в конце утренней прогулки. Длительность - 3-4 минут Ежедневно, во время вечерней прогулки. Один раз в месяц Индивидуальная работа по развитию движений. Прогулки-походы. Ежедневно, в групповых и спальных комнатах, в зале. 1.5 1.6 1.7 7 1.8 2 2.1 2.2 3 3.1 4 4.1 4.2 4.3 5 5.1 5.2 5.3 Гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными ваннами, дыхательной гимнастикой и точечным самомассажем. Образовательная деятельность По физической культуре. Три раза в неделю (одно на улице) Музыка Два раза в неделю (музыкально-ритмические движения) Самостоятельная двигательная деятельность Самостоятельная Ежедневно, в помещении и на открытом воздухе. двигательная деятельность Длительность зависит от индивидуальных особенностей детей Физкультурно-массовые занятия Неделя здоровья Два раза в год. (каникулы). Физкультурный досуг. Один раз в месяц. Спортивный праздник. Два-три раза в год, в помещении и на открытом воздухе Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи Домашние задания. Определяются воспитателями Физкультурные занятия По желанию родителей. детей совместно с Во время подготовки и проведения физкультурных родителями. праздников, досугов, туристических походов, Участие родителей в посещения открытых занятий физкультурнооздоровительной работе детского сада 2.2. План мероприятий по снижению заболеваемости в ДОО № Мероприятия Срок Ответстве нный Профилактические мероприятия 1. 1. Обеспечить подготовку образовательного учреждения к работе в условиях пандемии гриппа и сезонного подъема заболеваемости ОРВИ, в том числе: подготовку и обучение персонала ДОО по вопросам профилактики гриппа и ОРВИ; наличие наглядной информации в ДОО о возможном риске заражения, симптомах гриппа, мерах личной профилактики. 2. Организацию системы раннего активного выявления среди сотрудников и воспитанников случаев заболеваний ОРВИ и своевременной изоляции заболевших. 3. Отстранение от работы или посещения ДОО лиц с В период подъема заболеваем ости Заведующий воспитатели 8 3 4 признаками острых респираторных инфекций. 4. Проведение комплекса мер по неспецифической профилактике ОРВИ. 6. Поддержание в ДОО оптимального температурного режима, дезинфекции, режимов проветривания. 7. Введение карантинных мероприятий (закрытие) в ДОУ, при отсутствии по причине заболеваемости ОРВИ более 25% детей; Провести разъяснительную работу с родителями воспитанников и сотрудниками ДОО по вопросу вакцинации от гриппа. Оказывать содействие в организации и проведении прививочной компании против сезонного гриппа воспитанникам и сотрудникам ДОО 5 Продолжать работу по повышению медицинской грамотности родителей. Активно воздействовать на образ жизни ребёнка путём целенаправленного санитарного просвещения родителей Противоэпидемические мероприятия 1 Строгий контроль за выполнением санитарнопротивоэпидемического режима, гигиенических и закаливающих мероприятий Ежегодно Воспитатели По графику Воспитатели Постоянно Воспитатели Постоянно, ежедневно Заведующий воспитатели 2 Контроль санитарного состояния пищеблока и технологической обработки блюд Постоянно, ежедневно Заведующий 3 Строгий контроль за выполнением противоэпидемических мероприятий и правильной организацией карантинных мероприятий Заведующий 4 Проведение 3-х разового проветривания помещений для детей Организация дезинфекции помещений по режиму работы с вирусной инфекцией, использование бактериоцидных ламп Во время инфекцион ных заболевани й Постоянно 6 7 8 9 Строгий контроль за допуском посторонних лиц в здание детского сада Контроль за состоянием здоровья детей Фитонциды (лук, чеснок) во время приема пищи и для обеззараживания воздуха Во время инфекцион ных заболевани й Постоянно Постоянно Во время инфекцион ных заболевани й Младшие воспитатели Младшие воспитатели медсестра Воспитатели воспитатели медсестра Воспитатели 2.3. Система оздоровительной работы № Разделы и Формы работы. направления работы. 9 1 2 3 4 Использование вариативных режимов дня и пребывания ребенка в ДОО Психологическое сопровождение развития - Типовой режим дня по возрастным группам. - Индивидуальный режим дня - Создание психологически комфортного климата в ДОО - Обеспечение педагогами положительной эмоциональной мотивации всех видов детской деятельности -Личностно-ориентированный стиль взаимодействия педагогов с детьми - Формирование основ коммуникативной деятельности у детей - Диагностика и коррекция развития Разнообразные виды - Утренняя гимнастика организации режима -Физкультминутки, физкультпаузы двигательной - Динамические переменки активности ребенка: - Физкультурные занятия - организованная - Физические упражнения после сна деятельность; - Спортивные праздники - совместная - Спортивные игры организованная - Подвижные игры на воздухе и в помещении деятельность; - Оздоровительный бег на воздухе - самостоятельная - Спортивные досуги деятельность -Дни здоровья -Самостоятельная двигательная деятельность детей в помещении и на прогулке. Система работы с -Развитие представлений и навыков здорового образа жизни детьми по и поддержания здоровья в рамках программы "Основы формированию основ безопасности жизнедеятельности" гигиенических знаний - Воспитание общих и индивидуальных гигиенических и здорового образа навыков, интереса и любви к физической активности жизни -Формирование основ безопасной жизнедеятельности 5 Организация питания 6 Оздоровительное и лечебнопрофилактическое сопровождение. Профилактические, коррекционные, общеукрепляющие мероприятия - Сбалансированное питание в соответствии с действующими натуральными нормами. - Индивидуальное коррекционное питание в соответствии с соматической патологией. Обеспечение здорового ритма -щадящий режим (адапт. жизни период); -гибкий режим; -организация комфортного микроклимата группы; 10 Физические упражнения Гигиенические и водные процедуры Свето-воздушные ванны Активный отдых Арома- и фито- терапия Диетотерапия Свето и цветотерапия -гимнастика после сна; -коррекционная гимнастика (осанка, плоскостопие); - утренняя гимнастика; -физкультурнооздоровительные занятия; -подвижные и динамические игры; -профилактическая гимнастика (для глаз, дыхательная, пальчиковая); -спортивные игры; -дозированная ходьба; -пешие прогулки и походы; -пальчиковая гимнастика - умывание; -мытьё рук, ног; -игры с водой; - обеспечение чистой среды - проветривание помещений (в том числе сквозное); - сон при открытых фрамугах; - прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»); - обеспечение температурного режима и чистоты воздуха - развлечения, праздники; - игры-забавы; - дни здоровья; - каникулы - ароматизация помещений; - аромамедальоны - рациональное питание; - индивидуальное питание (аллергия, хронические заболевания) - обеспечение светового 11 Музтерапия Аутотренинг и психогимнастика Спецзакаливание Пропаганда здорового образа жизни режима; - цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса - музсопровождение режимных моментов; - музоформление фона занятий; - музтеатральная деятельность; - хоровое пение - игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы (сказкотерапия); - игры тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний - босоножье; - игровой точечный, взаимо- и самомассаж; - обширное умывание; - дыхательная гимнастика - периодическая печать; - курс лекций и бесед; - спецзанятия (ОБЖ) 2.4. План лечебно-оздоровительных мероприятий Месяц Наименование Дозировка, мероприятий период Сентябрь - апрель Употребление в пищу обед: 1 блюдо, лука, чеснока ежедневно Декабрь Использование 2 раз в день, оксалиновой мази ежедневно Май Ежедневно Зелёные салаты 1.Закаливание (по группам). 2. Прогулки на свежем воздухе. 3.Проветривание помещений. 4. Соблюдение t режима (не более +20 С - не менее +22 С). 5. Выполнение санитарных правил. 6. Выполнение образовательной программы. 7. С – витаминизация 50 гр., ежедневно В зависимости от времени года и возраста детей не менее 4 часов в день 2 раз в день Контингент детей Все дети Все дети Все дети Все дети 12 пищи (III блюдо) 9 Походы, экскурсии Двигательная активность 2.5. Система методов и средств, основные мероприятия физкультурно – оздоровительной работы с детьми № Направления Формы и Возрастная Продолжительность мероприятия методы группа (мин) (содержание) Организация двигательного режима в ДОО 1 Утренняя гимнастика все 7-10 2 Физкультурные все 10-30 занятия 3 Двигательная все 3-5 разминка 4 Подвижные игры все 10-15 5 Дыхательная Дошкольный 3-5 гимнастика возраст 6 Спортивные игры Дошкольный 10-15 возраст 7 Физические Все Не менее 3ч. упражнения на прогулке и самостоятельная двигательная деятельность 8 Активный отдых: все 20-60 развлечения, физкультурные праздники, игрызабавы, дни здоровья Старшая, 60-120 подготовительная к школе группы все 12-15 13 Ходьба босиком 14 Облегченная одежда детей 15 Проветривание помещений Дошкольный возраст все все 5-10 3-7 все Св ет ов оз ду шн ые ва нн ы 12 Полоскание рта Закаливающие процедуры 10 Индивидуальная работа по развитию движений Организация оздоровительной работы с детьми 11 Хождение все 3-7 босиком по массажным дорожкам после сна 13 31 Работа по профилактике плоскостопия 32 Упражнения на формирование правильной осанки 33 Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы 34 Игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических все все До 4 часов все все все 3-7 все 3-5 Гигие ничес кие и водн ые проце дуры все все все все все Диетотерапия все музыкот ерапия 16 Сон с доступом свежего воздуха 17 Прогулки на свежем воздухе 18 Обеспечение температурного режима 19 Прием детей на улице в теплое время года 20 Контрастные воздушные ванны (переход из спальни в групповую) 21 Гимнастика после дневного сна 22 Умывание 23 Мытье рук 24 Игры с водой (летом) 25 Рациональное питание по меню 26 Второй завтрак (соки, фрукты) 27 Строгое выполнение натуральных норм питания 28 Соблюдение питьевого режима 29 Индивидуальный подход к детям во время пищи 30 Музыкальнотеатрализованная деятельность все все все Коррекционная работа с детьми все 10-30 От 10 все 3-5 Дошкольный возраст 15 Дошкольный возраст 15 14 состояний Создание условий для формирования ЗОЖ все Обеспечение здорового образа жизни 35 Щадящий адаптационный режим 36 Индивидуальная все оценка функциональных резервов организма 37 Формирование все навыков личной гигиены 38 Формирование все навыков культуры питания 39 Пропаганда ЗОЖ все 40 Занятия по ЗОЖ все Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил (согласно СанПин) 2.6. Система закаливания с учетом времени года факторы мероприятие Место в периодичность режиме дня вода Полоскание рта После Ежедневно 3 каждого раза приема в день приема пищи Полоскание После Ежедневно горла сна возраст 50-70мл воды t воды +20 3 4 5 6 - - - 4 5 6 7 + + + После каждого приема пищи, после прогулки Облегченная В одежда течение дня Одежда по На сезону прогулке Прогулки на После свежем воздухе занятий, после сна Ежедневно 50-70мл раствора нач.t воды +36+20 t воды +28+20 Ежедневно - + + + + Ежедневно - + + + + Ежедневно + + + + Утренняя гимнастика на воздухе Физкультурные - 06-08 От 1,5 до 4ч в зависимости от сезона и погоды в зависимости от возраста 10-30 мин, в + + + + Умывание воздух дозировка В течение года + + + + + + + 15 занятия на воздухе Воздушные ванны Выполнение режима проветривания помещения Дневной сон с открытой фрамугой Контрастные воздушные ванны Дыхательная гимнастика солнце Дозированные солнечные ванны рецепторы Босохождение по массажным дорожкам После сна Ежедневно в течение года На прогулке По графику 06-08 зависимости от возраста 5-10мин, в зависимости от возраста - Ежедневно 6 раз день - Ежедневно t воздуха +15+16 + + + После сна Ежедневно 12-13 мин не менее 6 перебежек по 1- 1,5 мин t воздуха +13+16 t воздуха +21+24 3-5 упражнений + + + Во время Ежедневно утренней зарядки, на физ занятиях, на прогулке, после сна На 06-08 с учетом прогулке погодных условий После сна Ежедневно С 9-10 по До графику 25 мин До 30 мин 3-5 мин 5-8 мин 8-10 мин 10-15 мин 15-20 мин + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 2.7. Особенности организации физкультурно – оздоровительной работы в детском саду. Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие. Следует предусмотреть объем двигательной активности воспитанников 5 – 7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6 – 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных организаций. 16 Для реализации двигательной деятельности детей следует использовать оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка. Оценка эффективности физического развития осуществляется на основе динамики состояния здоровья детей, развития двигательных качеств и навыков на каждом году жизни. Эффективность занятия по физической культуре зависит не только от его содержания и организации, но и от санитарно-гигиенических условий, в которых оно проводится. Проверку условий и санитарно-гигиенического состояния мест проведения занятий (групповые участки, спортивная площадка, физкультурный зал), физкультурного оборудования и инвентаря, спортивной одежды и обуви осуществляют органы Роспотребнадзора, заведующий. Температура воздуха в помещении, где организуются занятия, должна быть 1920°С. Перед проведением занятия проводится сквозное и угловое проветривание и влажная уборка. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении. Широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года допускается в присутствии детей. Для соблюдения температурного режима, во время занятия, при необходимости, должны быть открыты фрамуги, форточки. На занятиях дети занимаются в спортивной одежде (спортивная футболка, шорты, носочки, обувь на светлой резиновой подошве). Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуют не менее 3 раз в неделю. Ее длительность зависит от возраста детей и составляет: - в младшей группе - 15 мин., - в средней группе - 20 мин., - в старшей группе - 25 мин., - в подготовительной группе - 30 мин. Один раз в неделю для детей 5-7 лет следует круглогодично организовывать непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Ее проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию максимально организуют на открытом воздухе. Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы профилактических мероприятий. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм). Работа по физическому развитию проводится с учетом состояния здоровья детей при регулярном контроле со стороны воспитателя. 2.8. Требования к организации образовательного процесса и режима дня: Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов. 17 Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 – 12,5 часов, из которых 2,0 – 2,5 отводится дневному сну. Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно. Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) -2 часа 45 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 23 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят: - для детей 4-го года жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут; - для детей 5-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут; - для детей 6-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут; - для детей 7-го года жизни – не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут. Образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать ее с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей. Домашние задания воспитанникам дошкольных образовательных организаций не задают. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах – не более 20 мин., в старшей и подготовительной – не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть. Просмотр телепередач в вечернее время проводят при 18 искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами. Общественно-полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна превышать 20 минут в день. 2.9. Учебный план Занятия по программе «НЕБОЛЕЙКА» проводятся 1 раз в неделю в первой половине дня. Старшая группа – 25 минут. Подготовительная к школе группа – 30 минут. Программа рассчитана на 2 года обучения. Группа Старшая группа (5-6 лет) Количество занятий в неделю 1 Подготовительная к школе 1 группа (6-7 лет) Количество Количество занятий в занятий месяц в год 4 36 4 36 Период обучения Сентябрь май Сентябрь май – – 2.10. Организация прогулок Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года существенно варьирует, но даже в холодное время и в ненастную погоду прогулка не должна быть менее 4-4,5 часов в день. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в детский сад, в помещение заходят лишь для приема пищи и сна. В зимнее время ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4,5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом домой. При температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже - 20°С и скорости ветра более 15 м/с. Для того чтобы длительность ежедневного пребывания детей на воздухе соответствовала физиолого-гигиеническим рекомендациям, следует: 1. В теплое время года утренний прием детей проводить на улице. 2. Проводить на воздухе часть физкультурных занятий и утреннюю гимнастику в теплое время года. 3. Четко выполнять все режимные моменты в течение всего дня, что позволит своевременно выходить на прогулку. Важный момент в организации прогулки - одевание детей и выход на участок. Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать их в помещении, выходит с ними на участок, остальные продолжают, одеваться под присмотром младшего 19 воспитателя, которая выводит их гулять позже. Участие младшего воспитателя в подготовке детей к прогулке обязательно в любой возрастной группе. В целях охраны жизни и здоровья детей воспитатель, до приема детей, внимательно осматривает весь участок: нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких-либо нежелательных предметов и т.д. В летнее время могут быть грибы, незнакомые ягоды в укромных уголках площадки, палки с шипами и заостренными концами и пр. Планируя целевые прогулки за пределы дошкольного учреждения необходимо хорошо узнать место, где будут останавливаться дети. Младший воспитатель сопровождает детей во время целевых прогулок. Готовясь к прогулке, воспитатель продумываем меры, предупреждающие травматизм. Необходимо позаботиться также и о небольшой походной аптечке с набором дезинфицирующих и перевязочных средств, уметь оказать первую помощь при травмах и несчастных случаях. Перед выходом на прогулку за пределы территории, взрослый тщательно проверяет готовность каждого ребенка - его самочувствие, соответствие одежды и обуви всем требованиям и погодным условиям, делает запас питьевой воды (в теплое время года). Нельзя забывать так же и об основных правилах ходьбы: после 30-40 минут движения устраивать 10-15-ти минутный отдых в тени. Во время отдыха можно: организовать спокойные игры, провести интересную беседу, почитать детям книгу. Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо создать условия для разнообразной деятельности. Создание условий для эффективного проведения прогулки Для того чтобы прогулка была содержательной и интересной необходима большая подготовительная работа по организации оснащенности участка. Помимо стационарного оборудования, на участок следует выносить дополнительный материал, который служит для закрепления новых знаний детей об окружающем мире. Достаточное количество игрового материала сделают прогулку более насыщенной, интересной. Ошибка практики состоит в том, что на прогулку иногда выносят материал, изъятый из употребления в группе. На прогулке должны присутствовать игрушки, которые хорошо поддаются санобработке (пластмасса, резина, дерево, гипс и пр.). Для игр выделяются красочно оформленные куклы, одежду с которых дети сами могут легко снять и постирать, кукол вымыть. Одежда для выносных кукол должна соответствовать сезону. В теплое время года игрушки размещаются по всей территории участка. Это: технические игрушки, все для сюжетно-ролевых игр, природный материал, все необходимое для лепки и рисования, уголок ряжения (для свободного пользования разноцветные юбки на резинке, фартучки, косыночки, веночки, сумочки, зонтики, бусы, браслеты из ракушек, желудей и пр.) Песочный дворик должен располагаться под тентом. При игре с песком используется строительный и природный материал. Песок периодически очищают, меняют, перемешивают, увлажняют и поливают. Так же в теплое время года детям предлагается небольшая переносная емкость для игр с водой. Интерес детей к зимней прогулке поддерживается продуманным подбором игрового материала. Он должен быть красочным и интересным. Это сюжетные игрушки разных размеров, куклы в зимней одежде, к ним - саночки, коляски, каталки, грузовые машины, сумочки, корзинки. К концу прогулки, когда дети чувствуют усталость можно включить музыку для поддержания настроения. Структурные компоненты прогулки При планировании содержания каждой прогулки, воспитатель учитывает следующие структурные компоненты: - разнообразные наблюдения; - дидактические задания; - трудовые действия детей; - подвижные игры и игровые упражнения; 20 - самостоятельная деятельность детей. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления. Таким образом, наблюдения - один из главных компонентов прогулки. Использование дидактических заданий, привлекает детей к активным мыслительным операциям, и выполнению разнообразных движений по ориентировке на местности, и воспроизведению действий обследования предлагаемых объектов, для того чтобы систематизировать вновь приобретенные знания и закрепить полученные ранее. Широкое включение в этот процесс зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных и вкусовых ощущений способствует более глубокому познанию окружающего мира, оставляя в сознании ребенка увлекательные и незабываемые впечатления. Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослых, за живыми объектами окружающей среды. Дети включаются в совместный с взрослыми трудовой процесс. По мере усвоения трудовых навыков, они по собственной инициативе действуют с природным материалом. Выполняя одновременно и трудовые и дидактические задания, ребенок приобретает положительные черты личности и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками. Правильная организация прогулки предполагает использование подвижных и спортивных игр. В то же время дети должны иметь возможность отдохнуть, поэтому на участке должны присутствовать скамеечки. Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети длительное время занимались однообразной деятельностью. Необходимо переключать их на другую деятельность и менять место игры. Летом в жаркие дни лучше всего организовывать игры в полосе светотени. Пребывание детей под прямыми солнечными лучами строго ограничивается с учетом их индивидуальной чувствительности к солнцу. В зимнее время, когда движения несколько ограничены одеждой, двигательной активности нужно уделять особое внимание. Большая часть участка должна быть расчищена от снега, чтобы дети могли свободно двигаться. Взрослый продумывает организацию прогулки так, чтобы дети не охлаждались и в то же время не перегревались. Подвижные игры проводят в конце прогулки. Индивидуальные особенности детей больше всего проявляются в самостоятельной деятельности. Одни дети предпочитают спокойные игры и могут ими заниматься в течение всей прогулки, другие постоянно находятся в движении. Наиболее благоприятное состояние физиологических систем организма обеспечивается равномерной нагрузкой, сочетанием различных по интенсивности движений. Воспитатель должен внимательно контролировать содержание самостоятельной деятельности, следить за реакциями и состоянием детей (учащенное дыхание, покраснение лица, усиленное потоотделение). Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 10 до 20 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдения, настроя детей эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности. В течение всего года в обязательном порядке проводится и вечерняя прогулка. Так как взрослый дополнительно занят встречей с родителями, на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия. Организация прогулки в летний период времени В летний период времени прогулка организуется: в первую половину дня - во время утреннего приема, после завтрака и до обеда, и во вторую половину дня - после дневного сна до ужина, после ужина и до ухода домой. Особое внимание уделяется одежде детей. Категорически запрещено выводить на прогулку детей без головных уборов! Если ребенок одет в несоответствии с температурой 21 воздуха, его следует переодеть во избежание перегрева. Поэтому, каждому ребенку, рекомендуется иметь сменную одежду на случай изменения погоды. При оптимальных температурных условиях, с учетом здоровья детей широко применяются следующие закаливающие процедуры: воздушные ванны, солнечные ванны (начальное время пребывания ребенка на солнце 5 минут, постепенно доводить до 20-30 минут), водные процедуры, обливание с учетом возрастных и индивидуальных данных ребенка. Ежедневно подготавливается участок для правильной организации прогулки детей. Строго соблюдается питьевой режим. На прогулке каждые два часа и перед сном воспитателем проводится осмотр детей на наличие клещей. Усиливается бдительность за качеством мытья рук у детей. Обо всех отклонениях в здоровье детей, своевременно информируются заведующий ДОО. 2.11. Методика физкультурно – оздоровительной работы. 1.Физические упражнения в режиме дня. Основная форма проведения – физкультурные занятия. Проводимые 3 раза в неделю. 2. Физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Физкультурные занятия в помещении включают в себя упражнения на развитие равновесия, лазания, метания в цель, а также упражнения статического характера (вися с опорой на одну или обе ноги, не продолжительное удержание позы в неподвижном состоянии и т.п.). В конце физкультурного занятия обязательны упражнения на расслабление. Лучше всего организм восстанавливается, когда заторможенные центры энергично включаются в деятельность, а активно действующие – переходят в пассивное состояние. Лучшим положением тела для этого процесса является горизонтальное, когда все функции снижены, расслаблены конечности и позвоночник, и ребенок не затрачивает энергии для сохранения вертикального положения. Выполнение этих же упражнений с музыкальным сопровождением и закрытыми глазами дает еще более положительный эффект. «При физической нагрузке, в результате которой пульс ребенка учащается на 90100% такая заключительная часть ведет к восстановлению организма к концу 1-2 минут после занятия» В те дни, когда должно быть физкультурное занятие - подвижные игры и физические упражнения проводятся длительностью 10-15 минут. Во время второй прогулки их нужно планировать ежедневно, содержание – это материал по развитию движений, освоенных на предыдущих занятиях, как правило вначале организуются физические упражнения, а затем игра (прыжки, а затем «Найди свой домик»). В сочетании подвижных игр со спортивными упражнениями порядок может быть обратным, чтобы разогреть детей (игра, а затем упражнение). Не рекомендуется включать, особенно во вторую прогулку общеразвивающие упражнения, их достаточно много в недельном цикле, и они не вызывают сильного интере6са со стороны детей. 3.Утренняя гимнастика. Продолжительность 8-10 минут. Она включает ходьбу, бег, прыжки, 6-8 общеразвивающих упражнений (с предметами или без), которые повторяются 6-12 раз. Один комплекс гимнастики проводится в течение 2 недель. 4. Физические упражнения после сна. Организм после сна требует медленного «пробуждения» и подготовки к активной деятельности. Поэтому после сна просто необходимо проводить упражнения, например, способствующие формированию осанки, стопы, можно провести точечный массаж, 22 самомассаж стоп, ленивую гимнастику, гимнастику после сна. После воздушных ванн переходят к водным процедурам. 5.Физкультминутки. Цель - поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Продолжительность 2-3 минуты. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно 12-16 минута.) 6.Средства физкультуры между образовательной деятельностью. Когда 2 занятия подряд носят малоподвижный характер (например, рисование и развитие речи) перерыв между ними заполняется движениями, которые проводятся организованно или самостоятельно. Это могут быть игры малой подвижности. В конце перерыва рационально провести минутку расслабления, после которой дети успокаиваются. 7.Физкультурные досуги, праздники, дни здоровья. Физкультурный досуг продолжительностью 30-45 минут организуется 1 раз в месяц во второй половине дня. Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, упражнения, эстафеты, разнообразные движения. Досуг может иметь тематику, может объединять детей разного возраста. Физкультурные праздники, в которых участвуют несколько групп одного или разного возраста, проводятся не менее 2 раз в год. Они посвящаются сезонам или какой – либо тематике, как правило, проводятся на воздухе в течение 1-1,5 часа. Дни здоровья планируются 1 раз в квартал. В дни организации данных мероприятий физкультурные занятия не проводятся. 9. Оздоровительные мероприятия. Это система закаливания основными природными факторами – солнце, воздух и вода. Если такие природные факторы как солнце и воздух мы используем без особых усилий, то закаливание водой требует особого подхода и зависит от состояния здоровья ребенка (основные требования приведены в таблице «Особенности закаливания с учетом времени года»). Беговые тренировки Достигнуть высокого уровня развития общей выносливости можно, используя упражнения циклического характера, т.е. оздоровительный бег. Доказано, что бег улучшает кровоток во всех внутренних органах, включая мозг. Последнее особенно ценно, так как обеспечивает энергетическую базу для совершенствования мозговой регуляции и психической деятельности. Традиционно бег рассматривается как средство профилактики и совершенствования функционирования сердечнососудистой системы. Но не меньшее значение имеет он в профилактике психоэмоционального напряжения детей. У детей, регулярно занимающихся оздоровительным бегом, отличается устойчивое положительное настроение. Бег уравновешивающее действует на нервную систему. Регулярные беговые тренировки способствуют развитию памяти и внимания, улучшается зрение и слух. Преобладает положительное эмоциональное состояние, значительно повышается мыслительные возможности, увеличивается умственная и физическая работоспособность. Как приобщить ребенка - дошкольника к бегу. Прежде всего, надо преодолеть некоторую психологическую сложность. Ведь в отличие от взрослого, «за здоровьем» малыш не побежит. Поэтому лучше проводить игры, в которых присутствовал бы в большом объеме бег, придумывал соответствующие роли для себя и ребенка. Начинать эти беговые «забавы» можно с З-х летнего возраста, чередуя их с ходьбой, прыжками, дыхательными и гимнастическими упражнениями. Основные правила при организации оздоровительных беговых тренировок: 1. Индивидуально - дифференцированный подход; 2. Контроль за нагрузкой; 3. Самоконтроль; 23 4. Определение скоростных возможностей ребенка; 5. Положительные эмоции от занятий бегом. На начальном этапе беговые тренировки проводят не более 2-3 раз в неделю. Это необходимо для предупреждения мышечных болей. По мере развития выносливости беговые тренировки могут проводиться ежедневно. Требования к одежде зависят от температуры окружающего воздуха. Нужно помнить о том, что при беге интенсивно выделяется тепло. Основные зоны потери тепла организмом - это стопы, руки, голова. Именно их следует защищать в первую очередь, обратив особое внимание на обувь. Она должна быть на толстой, не скользящей подошве. Вся одежда для беговых тренировок должна быть из натуральных волокон, за исключением куртки - ветровки для прохладной погоды. Неправильно подобранная одежда приводит к излишней потливости, раздражению кожи, детям неприятно, они нервничают, и тогда оздоровительный эффект тренировки практически сводится к нулю. Основной принцип оздоровительного бега «Бегать как бегается». Ну а каков результат от таких беговых тренировок? Ответ однозначный: отличное физическое и психическое развитие и практически полное отсутствие респираторных заболеваний. 3. Организационный раздел 3.1. Материально – техническое обеспечение программы Для реализации программы «НЕБОЛЕЙКА» в детском саду имеется спортивный зал, на каждой возрастной группе есть центры «Здоровья». Оборудование соответствует требованиям программы. 3.2. Спортивный инвентарь: 1. Мячи: - резиновые (большие) (26 шт.) - малые пластмассовые (70 шт.) 2. Мячи - фитболы (21 шт.) 3. Баскетбольные корзины (2 шт.) 4. Баскетбольные кольца (2 шт.) 5. Напольные корзины (4 шт.) 6. Обручи (24 шт.) 7. Кубики (34 шт.) 8. Гимнастические скамейки (4 шт.) 9. Кольцебросы (3 шт.) 10. Дорожка массажная (2 шт.) 11. Дуги для подлезания (4 шт.) 12. Наклонные доски (разных размеров 15 шт.) 13. Наклонные лестницы (3 шт.) 14. Палки гимнастические (53 шт.) 15. Гири пластмассовые (44 шт.) 16. Конусы (14 шт., малые 6 шт.) под флажки (5 шт.) 17. Дуги деревянные квадратные (4 шт.) 18. Дуги железные (2 шт.) 19. Шведская стенка (1 шт.) 20. Тоннели-труба (2 шт.) 21. Тоннели-дуга (2 шт.) 22. Ходунки (6 шт) 23. Диски здоровья (2 шт.) 24. Гимнастические маты (2 шт.) 24 3.3. Технические средства обучения: -магнитофон LG; -флэш-карта (презентации, видеоролики, мультфильмы); - проектор ViewSonic, экран -ноутбук hp 3.4. Методическое обеспечение программы: 1. Борисова Е.Н. «Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками», 2007 г. 2. Бабенкова «Игры, которые лечат», 2009 г. 3. Воротилкина И.М. «Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении», 2004 г. 4. Глазырина Л.Д. «Физическая культура-дошкольникам», 2004 г. 5. Горькова Л.Г. «Занятия физической культурой в ДОУ», 2005 г. 6. Желобкович Е.Ф. «Физкультурные занятия в детском саду», 2010 г. 7. Кочеткова Л.В. «Оздоровление детей в условиях детского сада», 2007 г. 8. Луконина Н. «Физкультурные праздники в детском саду», 2007 г. 9. Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду», 2016 г. 10. Рунова М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду», 2004 г. 11. Рунова М.А. «Движение день за днем», 2007 г. 12. Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных ирг», 2014 г. 13. Утродина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников», 2003 г. 14. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье», 2010 г. 3.5. Кадровые условия Программу реализуют воспитатели групп, работающие с детьми 5-7 лет, на группах ДОО разработан оздоровительный план к программе «НЕБОЛЕЙКА», в котором отражена перспектива здоровье сберегающей деятельности на каждую возрастную группу. В план входят серия занятий, физкультурно – оздоровительная работа, здоровье сберегающие технологии и методики. 25 ПРИЛОЖЕНИЕ Оздоровительные игры Игра "Солнечные зайчики" Дети встряхивают кистями рук (кисти в расслабленном состоянии) сверху вниз, словно обрызгивая друг друга. Представляют, как капельки воды, словно солнечные зайчики, блестят на солнце. Какого цвета эти солнечные зайчики? Куда летят брызги? Мысленно дети строят радугу из водяных капелек, любуются цветом и блеском. Тянут ладошки вверх к солнышку, представляя, как добрая сила вливается в них. Цель: ощутить внутреннюю радость. Игра "Птичка" 1. Руки сложены ладошками перед грудью. Птичка в клетке бьется, пытаясь освободиться, - руки напряжены и с усилием двигаются то влево, то вправо. Цель: воздействие на грудные железы помогает предотвратить образование мастопатии. 2. "Птичка вырвалась на свободу". Тело в расслабленном состоянии, руки поднимаются вверх и, разъединившись в свободном парении, опускаются. Манипуляция руками в свободном парении - в зависимости от фантазии ребенка. Цель: почувствовать радость освобождения и полета. Массаж ног И. п. - сидя по-турецки. 1. Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы, делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. Словно вбивая пожелания, говорит: "Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым!.." То же - с правой ногой. 2. Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра. Делает пассовые движения поочередно над каждой ногой, "надевает" воображаемый чулок, затем "снимает его и сбрасывает", встряхивая руки. Цель: воздействие на биологически активные центры, находящиеся на ногах. Прочистка энергетических каналов ног. Игра "Покачай малышку" Ребенок прижимает к груди стопу ноги, укачивает "малышку", касается лбом колена, стопы, поднимает "малышку" выше головы, делает вращательные движения вокруг лица. Цель: развитие гибкости суставов, ощущение радости от гармоничного движения ног. Методика проведения точечного массажа «Гимнастика маленьких волшебников» Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Это легко сделать, например, предложив детям игру "Скульптор". В ней, опираясь на прошлый опыт работы с глиной или пластилином, можно дать возможность ребенку творчески подойти к процессу и почувствовать внутренний настрой созданного образа. Заниматься точечным массажем при создании образа можно только "руками любви", так как в этом случае ответственность за эмоциональное состояние полностью перекладывается на подсознание дошкольника. У него появляется доверие к создателю образа - внутреннему Я. Данная игра является фрагментом авторского комплекса "Гимнастика маленьких волшебников", включающего в себя элементы психогимнастики в сочетании с точечным 26 самомассажем. Точечный самомассаж - это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, оказывая возбуждающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии дает хорошие результаты, особенно в тех случаях, когда сочетается с "общением" со своим телом в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший). Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук. Если боль ощущается от легкого надавливания пальцами, то следует массировать активную точку пальцами правой руки легко, быстро и поверхностно по центробежной спирали - от себя вправо (тонизирующее воздействие). Если же боль появляется только от сильного нажатия на точку, то нужно оказать успокаивающее воздействие, нажимая прямо на эту точку со средней силой большим пальцем правой руки, а затем растирать ее целенаправленно по центростремительной спирали - от себя влево. При проведении "Гимнастики маленьких волшебников" происходит целенаправленное надавливание на биологически активные точки. Ребенок здесь не просто "работает" - он играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребенка позитивное ценностное отношению к собственному телу. Комплекс дыхательных упражнений Универсальным является обучение четырех фазовым дыхательным упражнениям, содержащим равнее по времени этапы: «вдох—задержка — выдох—задержка». Вначале каждый из них может составлять 2 — 3 сек. с постепенным увеличением до 7 сек. Как уже отмечалось, вначале необходима фиксация психологом рук ребенка, что значительно облегчает обучение. Психолог должен также вслух отсчитывать указанные временные интервалы с постепенным переходом к самостоятельному выполнению упражнений ребенком. Правильное дыхание — это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание, при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних, состоящее из следующих четырех этапов: 1-й — вдох: расслабить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперёд; наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц; приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких. 2-й — пауза. 3-й — выдох: приподнять диафрагму вверх и втянуть живот; опустить ребра, используя группу межреберных мышц; опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких. 4-й — пауза. Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий, без напряжения вдох ртом или носом. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи. При выполнении упражнения в положении сидя или стоя не нагибаться вперед. Все упражнения выполняются по 3—5раз. 1. Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка 27 расширяется. На 2 — 5сек. задержать воздух, затем начать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать плавно, избегая толчков. 2. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится, желание вдохнуть, с закрытым ртом сделать глубокий, без напряжения вдох носом. Затем пауза {задержать грудную клетку в расширенном состоянии). Сделать полный выдох, медленно и плавно выпуская воздух через нос. Пауза. 3. После выдоха начать дыхание через нос, следя, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота, спокойны ли плечи. Выдержав паузу, начать постепенный, плавный выдох через узкое отверстие, образованное губами. При этом должно возникнуть ощущение, будто струя воздуха является продолжением воздушного потока, идущего от диафрагмы. Необходимо следить за тем. чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и шее. При ощущении напряжения следует, расслабившись, медленно покачать головой вправо-влево, вперед-назад, по кругу. 4. «Шарик». Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря использованию образного представления, подключения воображения, так хорошо развитого у детей. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания). Ребенку также предлагается вокализировать на выдохе, припевая отдельные звуки (а, о, у, щ, х) и их сочетания (з переходит в с, о — в у, ш — в г ц, х и и т.п.). 5. «Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы. 6. Сесть или встать прямо. Сделать медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу (перышко, воздушный шарик), которая стоит перед ребенком. Голову вперед не тянуть. Пламя должно плавно отклониться по ходу воздушной струи, затем немного отодвинуть свечу и повторить упражнение; еще больше увеличить расстояние и т.д. Обратите внимание ребенка на то, что при удалении свечи мышцы живота будут все более напряженными. После усвоения ребенком этих навыков можно переходить к упражнениям, в которых дыхание согласуется с движением. Они выполняются на фазе вдоха и выдоха, во время пауз удерживается поза. 7. Исходное положение (и. п.) — лежа на спине. По инструкции ребенок медленно поднимает одну руку (правую, левую), ногу (левую, правую) затем две конечности одновременно на вдохе и удерживает в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы. После этого У. выполняется лежа на животе. 8. И.п. — сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая (!). Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет другой возможности. 9. И. п. то же, либо встать на колени и сесть на пятки, ноги вместе. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. С вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом — вниз. Вариант: руки вытянуты вперед, и большие пальцы поворачиваются в такт дыханию налево и направо. 10. И.п. то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только в лучезапястном суставе). С выдохом левая кисть идет вниз, правая — вверх. 11. И. п. то же. Дыхание: только через левую, а потом только через правую ноздрю. При этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, а левую — мизинцем 28 правой руки. Дыхание медленное, глубокое. Как утверждают специалисты в области восточных оздоровительных практик, в первом случае активизируется работа правого полушария головного мозга, что способствует успокоению и релаксации. Дыхание же через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, повышая рациональный (познавательный) потенциал. 12. И. п. — встать, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На быстром вдохе руки притягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленном выдохе опускаются вдоль тела ладонями вниз. Такой тип дыхания оказывает мощное мобилизующее действие, быстро снимает психоэмоциональное напряжение. 13. И.п. то же. На медленном вдохе руки плавно разводятся в стороны и поднимаются вверх (или в стороны и к груди) — «притягивающее движение». На выдохе — «отталкивающее движение» — опускаются вдоль тела ладонями вниз. Это упражнение гармонично сочетается с представлением о втягивании в себя солнечного света и тепла, распространении его сверху вниз по всему телу. 14. И. п. — встать, ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно поднять расслабленные руки вверх, постепенно «растягивая» все тело (не отрывать пятки от пола); задержать дыхание. На выдохе, постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице; задержать дыхание. Вернуться в и. п. 15. И. п. — встать, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри ладоней, кулаки прижаты к низу живота. На медленном вдохе, поднять кулаки над плечами, сохраняя локти слегка согнутыми, прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову; вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Зафиксировать эту позу, задержать дыхание на выдохе руки вниз, пытаясь «достать» пальчиками до пола. 16. Ребенок кладет одну руку на грудь или живот и акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе — опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой он показывает, как дышит (на вдохе рука поднимается до уровня груди, а на выдохе — опускается). Далее ребенок должен плавно и медленно поднимать, и опускать руку или обе руки одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет (на 8, на 12). 29