СОДЕРЖАНИЕ Целевой раздел Пояснительная записка 3 1.1 Новизна 3 1.2 Актуальность 4 1.3 Цель и задачи 5 1.4 Кадровое обеспечение 6 1.5 Принципы и подходы 6 1.6 Планируемые результаты дошкольников 7 1.7 Формы работы с родителями 9 Содержательный раздел 2.1 Формы организации обучения 10 2.2 Учебный план 11 2.3 Перспективный план совместной образовательной деятельности /старший дошкольный возраст 5-6 лет/ 11 2.4 Перспективный план совместной образовательной деятельности /подготовительный к школе возраст 6-7лет/ 26 Организационный раздел 3.1 Материально техническое оборудование 41 3.2 Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды 43 Список литературы 43 2 Целевой раздел ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам обучения, у него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает, как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Программа нацелена на развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе. Возраст воспитанников: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года Форма обучения: очная Язык, на котором осуществляется обучение: русский Направленность: познавательно - игровая. Форма контроля: педагогический мониторинг проводится в форме наблюдений итогового занятия (игры – соревнования) по каждому блоку. Формы подведения итогов: творческие отчеты, открытые показы образовательной деятельности (1 раз в квартал). Программа состоит из двух блоков: «Основы грамоты», «Занимательная математика» 1.1 Актуальность В настоящее время в системе дошкольного образования происходят перемены. На первый план выступила проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Для того чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый вид деятельности необходимо создать условия для успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Образовательная деятельность в рамках программы направленна на формирование всех школьно – значимых функций и снижения рисков при переходе на уровень начального образования. Занятия с будущими первоклассниками позволят им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение. 1.2 Новизной и отличительной особенностью 3 Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий: квест-игра, путешествие, интегрированная деятельность, командная игра. Структура занятия позволяет использовать различные игровые нейропсихологические упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, зрительно – моторной координации, графомоторных навыков. Блок «Занимательная математика» содержит инновационный проект: «Финансовая грамотность», разработанный специалистами компании АЛМА. Использование различного интерактивного оборудования: интерактивная доска, песочница, датчик - кинект и интерактивные игры из серии: «Сова», «Играй и развивайся» значительно расширяет возможности представляемого познавательного материала, повышает мотивацию к овладению новыми знаниями, раскрывает внутренние резервы и природные способности детей, и позволяет получать положительные результаты. Нормативно программы – правовые основания разработки дополнительной 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ с изменениями от 8 декабря 2020 года. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования). 3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) 4. Конституция Российской Федерации и Конвенция ООН о правах ребёнка. 5. СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» 2.4.1.3648-20, «Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». 6. Проект «Уральская инженерная школа», утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2017 № 772-ПП. 7. Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года», утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2016 №919ПП. 4 8. Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р. 9. Концепция развития физико-математического образования в образовательных учреждениях Нижнетуринского городского округа, утверждённая приказом Управления образования от 24.11.2014г. №153. 10. Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Голубок» от 18.12.2019 № 1245 постановлением администрации Нижнетуринского городского округа; 11. Образовательная программа МАДОУ НТГО детский сад «Голубок»; 12. Программа развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Голубок» от 01.03.2022г. № 33. 1.3 Цели и задачи реализации Программы Цель программы: формирование у детей необходимых качеств для подготовки к школе: познавательной и речевой активности, коммуникативных навыков, логического мышления с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. Задачи: Обучающие: способствовать формированию знаний, умений и навыков, предшествующих учебной деятельности, таких как: - развитие элементарных математических представлений; развитие фонематического слуха и ориентировки в звукобуквенной системе языка; создать условия для развития графических навыков по подготовке руки к письму; формирование знаний по финансовой грамотности; Развивающие: развитие психофизических качеств детей: - памяти, внимания, воображения, основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация); активизировать творческий потенциал; развитие умения понимать суть учебной задачи и выполнять ее самостоятельно; Воспитательные: воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность; содействовать формированию умений составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы; 5 воспитывать морально–волевые качества личности: ответственность, организованность, эмоционально-положительное отношение к сверстникам. 1.4 Кадровое обеспечение Данную программу будет реализовывать воспитатель с высшей квалификационной категорией Вовкочин Оксана Николаевна. Образование: высшее. Стаж педагогической работы: 26 лет. 1.5 Принципы и подходы к формированию Программы Планирование дополнительного образования в тесной взаимосвязи с другими направлениями воспитательно-образовательной деятельности. Согласно ФГОС ДО определены подходы и принципы построения образовательного процесса, который должен строиться с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями, и особенностями детей дошкольного возраста. Дополнительное образование на современном этапе является механизмом поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, Особенность в том, что дополнительные образовательные услуги интегрируются с реализуемой основной образовательной программой ДОО для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка. Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Их работа планируется по тематическим разделам основной программы. Таким образом, закрепляют и расширяют полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки. 1. В основе образовательной деятельности лежат принципы: 1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 6 3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 4) сотрудничество Организации с семьей; 5) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 6) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития познавательных способностей детей. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном уровне. Настоящая программа описывает курс подготовки детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) к обучению в школе. 1.6 Планируемый результат Блок: «Занимательная математика» Возраст (5-6 лет) - умеют считать до 10; - сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; - получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»); - понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1); - отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10); - считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10); - считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10); - знакомы с цифрами от 0 до 9; - знакомы с порядковым счетом в пределах 10, различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них; - определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов, правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5); - знакомы с количественным составом числа из единиц в пределах 5; - сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов; 7 - находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему; - анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы; - умеют ориентироваться в окружающем пространстве; - понимают смысл пространственных отношений (вверху—внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева—справа, между, рядом с, около); - двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); - определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов; - умеют анализировать и сравнивать, классифицировать предметы по 2- 3 признакам, находить предметы по заданным координатам; - владеют элементарными знаниями по финансовой грамотности. Возраст (6 -7 лет) - имеют общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками; - могут объединять, дополнять множества, удалять из множества части или отдельных его частей; - устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составляя пары предметов или соединяя предметы стрелками; - владеют навыками количественного и порядкового счета в пределах 20; - понимают отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1) - называют числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число; - знакомы с составом чисел в пределах 20; - умеют раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 20, на наглядной основе); - умеют составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=). - ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого; - ориентироваться на листе бумаги; - умеют анализировать и сравнивать, классифицировать предметы по 3- 4 признакам, находить предметы по координатам, пользоваться схемами, 8 решать простейшие логические задачи; - владеют знаниями по финансовой грамотности. Блок: «Основы грамоты» Возраст (5-6 лет) - имеют представление и ориентировку в звуковой системе языка; - владеют понятиями буква и представления о том, чем звук отличается от буквы. - знакомы с гласными буквами А, у, о, и, с согласными буквами Т, П, Н, М, К. - умеют проводить звуковой анализ слов, выделять твердые и мягкие согласные звуки, определять ударный гласный звук; - умеют подбирать слова с заданным звуком, определять его место в слове; - различают, правильно понимают и употребляют термины «звук», «слово», «слог», видят различие смысловой и формальной стороны слова; - умеют выделять в словах первый и последний слоги; - могут подбирать слова на заданный слог; Возраст (6 -7 лет) - различают на слух и в произношении все звуки родного языка; - умеют проводить звуковой анализ слов; - определяют место звука в слове и соотносить их с буквами; - различают гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки, обозначают их на схеме соответствующим цветом; - определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком; -знают буквы русского алфавита; -понимают и используют в речи термины «звук», «буква», «слог», «предложение»; - могут выделять в словах первый и последний слоги; - могут подбирать слова на заданный слог; - умеют составлять прямые и обратные слоги; - умеют делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (наша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части; -различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки, обозначать их на схеме соответствующим цветом; -определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком; - имеют представления о предложении (без грамматического определения); - умеют составлять предложения, делить простые предложения (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности; - умеют слушать педагога, задавать вопросы, отвечать на вопросы педагога, сверстников; - умеют делать элементарные выводы; 9 - владеют графическими навыками. 1.7 Формы работы с родителями Основные направления работы с родителями открытый показ занятий 1 раз в квартал; проектная деятельность; консультации «Первоклассник! Какой он?». Содержательный раздел 2.1 Формы организации обучения Занятия по подготовке детей к школе проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительность которого соответствует возрастным нормам: Старшая группа – 25 минут; Подготовительная к школе группа – 30 минут. На каждом занятии используются различные формы работы, где сочетаются подача теоретического, игрового материала и практической деятельности. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга. Проведение каждого занятия требует от педагога не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих воспитанников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели. Формы работы: Групповые занятия; Индивидуальная работа; Работа в парах; Соревнования между командами; Основной формой работы с детьми являются групповые занятия (состав группы - 10 человек), Во время проведения групповых занятий используются индивидуальная форма, форма соревнования между командами и работа в парах что позволяет настроить эмоционально-положительные отношения между сверстников и повысить продуктивность в усвоение материала. Так же на занятиях используются разнообразные методы и приёмы: Словесные: беседа, описание и объяснение действий, тренировки, поощрение; Наглядные: демонстрация, презентации; Практические: упражнения, выполнение словесных инструкций; Аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ, опрос; 10 Игровой: использование различных видов игр; Поисковый: постановка проблемы и поиск решения. Занятия по подготовке детей к школе включают в себя: - организационный момент; упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, зрительно – моторной координации, графо моторных навыков; - пальчиковые и артикуляционные гимнастики; - физминутки; - игровые упражнения, различные дидактические, подвижные и интерактивные игры; - обязательным является итоговый анализ деятельности на занятии. 2.2 Учебный план Группа Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Количество Количество занятий часов Период обучения Старшая группа (5-6 лет) 1 4 в год 36 15 Сентябрь – май Подготовительная к школе группа (6-7 лет) 1 4 36 18 Сентябрь – май 2.3 Перспективный план совместной образовательной деятельности /старший дошкольный возраст 5-6 лет/ Месяц Сентябрь Раздел Задачи Содержание «Заниматель - закрепить навыки счета в ная пределах 5, умение математика» образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5; - совершенствовать умение различать называть плоские объемные 11 - организационный момент «Я держу в ладошках солнце»; - упражнение на межполушарное взаимодействие: «Весёлая дорожка - интерактивная игра: «Собери бусы»; Источник И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада» Стр.12 геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр); - уточнить представление о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь; - закрепить умение ориентироваться в пространстве «Основы грамоты» - познакомить с термином «слово»; - дать представление о многообразии слов; - развивать умение сравнивать слова по звучанию (слова звучат поразному и похоже); - упражнять в умении измерять их протяженность (длинные и короткие слова) «Заниматель - совершенствовать навыки ная счета в пределах 5, учить математика» понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины). - закрепить умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например, «красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»). - совершенствовать умение двигаться в заданном 12 - игровое упражнение «Магазин»; - физминутка «Части суток»; - интерактивная игра: «Собери фигуры в коробки»; - игровое упражнение в интерактивной песочнице: «Рассеянный гном» - организационный момент «Подойди ко мне дружок»; - пальчиковая игра в кругу: «Дружат в нашей группе девочки, и мальчики»; - Игра: «Магазин»; - интерактивная игра: «Запоминайка»; - физминутка: «Вкусные слова»; - игра «Как измерить слово» - организационный момент «Добрый день, добрый час»; - кинезиологическое упражнение: «Барабанщик» - интерактивная игра: «Что перепутал Незнайка»; - игровое упражнение «Покупаем ленты для Маши и Арины»; - физминутка «Весёлый счёт»; - интерактивная игра: «Запоминай- Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.47, занятие №1 И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада» Стр 16 направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево «Основы грамоты» Октябрь - закрепить понятие «слово»; - познакомить с термином «звук»; - упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; - развивать умение интонационно выделять звуки в слове; - совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком; - воспитывать положительное отношение детей друг к другу «Заниматель - совершенствовать навыки ная счета в пределах 6, показать математика» образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5и 6. - продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче... самый короткий (и наоборот). - закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на 13 ка»; - игровое упражнение в интерактивной песочнице: «Поиск сокровищ» - организационный момент «Мы ладошку к ладошке сложили»; - упражнение на межполушарное взаимодействие: «Паучок делает зарядку» - игра в кругу «Ласковые слова»; - игра «Лежебока рыжий кот»; - физминутка «Песня змеи» игра с движениями - игровое упражнение «Найди слово с определённым звуком» в интерактивной песочнице, режим: «Природа» - организационный момент «Добрый день, добрый час»; - упражнение на развитие зрительномоторной координации: По дорожке мы идём»; - интерактивная игра: «Составь вагончики»; - игровое упражнение «Магазин»; - физминутка «Весёлый счёт»; - игровое упражнение «Змейки»; Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.47, занятие №2 В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Стр.48 И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада» Стр18 группы по качественным - интерактивная признакам (форма, величина) игра: «Собери фигуры в коробки»; - игровое упражнение в интерактивной песочнице в режиме «Город»: «Длинная короткая река» «Основы - закрепить понятия «слово» - организационный грамоты» и «звук»; момент «Вежливые - познакомить с термином слова»; «слог»; - упражнение на - развивать умения развитие зрительноопределять количество моторной слогов в словах; координации: «С - упражнять детей в кочки на кочку»; отчётливом произношении - игра в кругу звуков з-с и их «Здороваемся со дифференциации; звуком»; - закреплять навык - игра «Прохлопай интонационно выделять слово»; заданный звук в слове; - физминутка - совершенствовать умение «Присядь если подбирать слова с заданным услышишь звук»; звуком; - интерактивная - воспитывать игра: «Найди звук» положительное отношение детей друг к другу «Заниматель - совершенствовать навыки - организационный ная счета в пределах 7, показать момент «Подойди ко математика» образование числа 7на мне дружок»; основе сравнения двух групп - упражнение на предметов, выраженных межполушарное числами 6 и 7. взаимодействие: - продолжать развивать «Внимательный умение сравнивать до шести водитель»; предметов но ширине и - интерактивная раскладывать их в игра: «Морковка убывающем и возрастающем для зайчат»; порядке, результаты - игровое сравнения обозначать упражнение словами: самый широкий, «Полосочки»; уже, еще уже... самый узкий - физминутка (и наоборот). «Хомка - закреплять умение хомячок»; определять местоположение игровое окружающих людей и упражнение 14 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.48, занятие №3 И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада» Стр20 «Основы грамоты» Ноябрь предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа закрепить понятие «звук»; - формировать навык звукового анализа слов (без определения гласных и согласных звуков); - развивать умение сравнивать слова по звуковому составу (уметь находить одинаковые и разные звуки в словах); - познакомить со смыслоразличительной функцией звука (дом – дым); - упражнять в различении звуков з-ж - совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком; - воспитывать взаимопомощь и коммуникабельность «Заниматель - совершенствовать навыки ная счета в пределах 6 и математика» знакомить с порядковым значением числа 6, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». - продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже., самый низкий(и наоборот). -расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток. 15 «Угадай -ка»; - интерактивная игра: «Кто спрятался» - организационный момент «Мы ладошку к ладошке сложили»; - игра в кругу «Здороваемся со звуком»; - упражнение с интерактивной доской «Составь слово» - физминутка «Живые звуки»; - интерактивная игра «Слова обманки»; - игровое упражнение «Найди слово с определённым звуком» в интерактивной песочнице, режим: «Природа» - организационный момент «Добрый день, добрый час»; - упражнение на развитие зрительно – моторной координации: «Ходят пальцы по дорожкам»; - интерактивная игра: «Собери бусы»; - игровое упражнение «Ёлочки»; - физминутка «Части суток»; - интерактивная игра: «Когда это бывает?»; - игровое упражнение в интерактивной Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.50, занятие №7 В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Стр.68 И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада» Стр. 21 «Основы грамоты» - совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове; - освоение звукового анализа слов, знакомство со смыслоразличительной функцией звука «Заниматель - совершенствовать навыки ная счета в пределах 8, показать математика» образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7и 8. Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух. совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево «Основы грамоты» - освоение звукового анализа слов, знакомство со смыслоразличительной функцией звука; - совершенствование умения подбирать слова с заданным 16 песочнице в режиме «Природа»: «Высокие и низкие горы» - организационный момент «Мы ладошку к ладошке сложили»; - игра: «Угадай-ка»; - чтение стихотворения Э.Мошковской «Жадина», игра: «Найди слово»; - физминутка «Хомка – хомячок»; - интерактивная игра: «Где спрятался звук»; Звуковой анализ слова «лук» - организационный момент «Наши умные головки»; - упражнение на межполушарное взаимодействие: «Космонавты»; - интерактивная игра: «Зонтики для кукол»; - игровое упражнение «Конфеты»; - физминутка «Весёлый счёт»; - интерактивная игра: «В магазине»; - игровое упражнение в интерактивной песочнице: «Поиск сокровищ» - организационный момент «Я держу в ладошках солнце»; - пальчиковая игра: «Домик»; - игра «Назови В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Стр.68 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.50, занятие № 8 И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада» Стр. 23 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.51, занятие № 9 пару»; - звуковой анализ слова «лес»; - физминутка «Ветер дует нам в лицо»; - игра «Живые звуки»; - игра «Какой звук заблудился»; - игра «Назови слова» звуком Декабрь «Заниматель - совершенствовать навыки ная счета в пределах 9; показать математика» образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9. - закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур. - закреплять умение определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между «Основы грамоты» -знакомство с гласными звуками (гласный звук [а], буква А, а); - совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком 17 - организационный момент «Я держу в ладошках солнце»; - упражнение на развитие зрительно – моторной координации: «Ходят пальцы по дорожке»; - интерактивная игра: «Весёлый счёт»; - игровое упражнение «Магазин»; - физминутка «Части суток»; - интерактивная игра: «Собери фигуры в коробки»; - игровое упражнение в интерактивной песочнице в режиме «Природа»: «Найди куда спрятался Крош» - организационный момент «Добрый день, добрый час»; - пальчиковая игра: «Лесенка»; -игра «Волшебные звуки»; - физминутка «Медвежата»; И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада» Стр. 24 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.52, занятие №11 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – Январь - игра «Назови слова»; - интерактивная игра: «Где спрятался звук» «Заниматель - познакомить с порядковым - организационный ная значением чисел 8 и 9, учить момент «Подойди ко математика» правильно отвечать на мне дружок»; вопросы «Сколько?», - упражнение на «Который по счету?», «На межполушарное котором месте?» взаимодействие: - упражнять в умении «Кораблик»; сравнивать предметы по - интерактивная величине (до 7 предметов), игра: «Где, чьё раскладывать их в место?», «Что убывающем и возрастающем изменилось?»; порядке, обозначать - физминутка «5 результаты сравнения котят»; словами: самый большой, - интерактивная меньше, еще меньше... самый игра: «Накорми маленький (и наоборот). котят»; - упражнять в умении - игровое находить отличия в упражнение изображениях предметов «Найди отличия»; - игровое упражнение в интерактивной песочнице: «Рассеянный гном» «Основы - освоение звукового анализа - организационный грамоты» слов, развитие момент «Мы представлений о гласных ладошку к ладошке звуках (гласный звук [о], сложили»; буква О, о.); - пальчиковая игра: - знакомство со «Лесенка»; слогообразующей функцией - звуковой анализ гласного звука; слова «роза»; - развитие умения отличать - физминутка: «Нос, гласные звуки от согласных; пол, потолок» - обучение умению - игра «Живые проводить графические звуки»; линии по внешнему контуру - игра «Найди предмета и в пространстве гласный звук»; - подготовка руки к около него письму 7 лет» стр.17-19 «Заниматель - познакомить с ная образованием числа 10 на математика» основе сравнения двух групп предметов, выраженных И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по ФЭМП в старшей 18 - организационный момент «Я держу в ладошках солнце»; - упражнение на И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада» Стр. 26 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.52, занятие №12 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр. 20 - 22 соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?». - закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности. - закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть «Основы грамоты» - освоение звукового анализа слов, развитие представлений о гласных звуках (гласный звук [и], буква и, и.) - знакомство с дифференциацией согласных звуков на твердые и мягкие; - обучение умению проводить графические линии «Заниматель - закреплять образование ная чисел 8,9,10 на основе математика» сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?». - закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке 19 развитие зрительно – моторной координации: «Внимательные глазки»; - интерактивная игра: «Собери бусы»; - игровое упражнение «Магазин»; - физминутка «Медвежата»; - игровое упражнение «Мы делили апельсин»; - интерактивная игра: «Найди часть пирога» - организационный момент «Наши умные головки»; - кинезиологическая гимнастика: «Ладонь – кулак»; - понятие «согласные звуки»; -звуковой анализ слов «луна», «лиса»; - физминутка «Снежки»; - игра «Назови пару»; - упражнение на развитие графо моторных навыков: «Заштрихуй круги» - организационный момент «Здравствуйте»; - упражнение на межполушарное взаимодействие: «Внимательный водитель»; - интерактивная игра: «Помоги Незнайке»; - игровое упражнение группе детского сада» Стр. 27 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.53, занятие №13 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр.26 -28 И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада» Стр28 предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур. - упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов Февраль «Орешки для белочек»; - физминутка «Снежки»; - интерактивная игра: «Собери фигуры в коробки»; - игровое упражнение в интерактивной песочнице: «Найди отличия» «Основы - освоение звукового анализа - организационный грамоты» слов; момент - закрепление умения «Здравствуйте»; подбирать слова с заданным - пальчиковая игра: звуком; «Лесенка»; - различение гласных -звуковой анализ (гласный звук [ы], буква ы); слов «сон» - «сын»; и согласных звуков (твердые - игра «Живые и мягкие); звуки»; - обучение умению - физминутка проводить графические «Сова»; - таблицы Шульте; линии -игра «Хлопни если услышишь звук». - упражнение на развитие графо моторных навыков: «Заштрихуй квадраты» «Заниматель • Совершенствовать - организационный ная навыки счета по образцу и на момент «Я держу в математика» слух в пределах 10. ладошках солнце»; • Закреплять умение - упражнение на сравнивать 8 предметов по межполушарное высоте и раскладывать их в взаимодействие: убывающей и возрастающей «Космонавты»; последовательности, - интерактивная обозначать результаты игра: «Составь сравнения словами: самый числовой ряд»; высокий, ниже, еще ниже... - игровое самый низкий (и наоборот). упражнение • Упражнять в умении видеть «Поставь детей по в окружающих предметах росту»; формы знакомых - физминутка геометрических фигур. «Весёлый счёт»»; • Упражнять в умении - интерактивная двигаться в заданном игра: 20 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.53, занятие №14 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр.23-25 И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада» Стр29 направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо «Основы грамоты» «Инопланетяне»; - игровое упражнение в интерактивной песочнице: «Поиск сокровищ» - освоение звукового анализа - организационный слов, различение гласных [а], момент «Наши [о], [и] [ы] (гласный звук [у], умные головки»; буква У, у.) и согласных - кинезиологическая звуков (твердые и мягкие); гимнастика: - развитие представления о «Шляпка – ножка»; смыслоразличительной -звуковой анализ функции звука; слов «Жук»; - развитие способности - физминутка соотносить слова, состоящие «Сова»; из 3–4 звуков, с заданной - таблицы Шульте; схемой; -игра «Какой звук - обучение умению заблудился»; проводить графические - подготовка руки к письму линии «Заниматель - закреплять умение ная сравнивать рядом стоящие математика» числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число... больше числа...», «На сколько число... меньше числа...». - развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу. - совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры. -развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей «Основы - освоение звукового анализа грамоты» слов. Различение гласных ([а], [о], [и], [ы], [у]) и согласных звуков (твердые и мягкие); 21 - организационный момент «Доброе животное»; - упражнение на развитие зрительно – моторной координации: «С кочки на кочку»; - интерактивная игра: «Сосчитай и сравни»; - игровое упражнение «Покупаем стол в квартиру»; - физминутка «1,2,3,4,5»; - интерактивная игра: «Кто быстрее?»; - игровое упражнение: «Что за чем?» - организационный момент «Доброе животное»; - пальчиковая игра: «Землемерка»; Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.55, занятие №16 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр. 29-31 И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада» Стр. 34 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.57, занятие №18 - развитие представлений о смыслоразличительной функции звука; - совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии Март «Заниматель - познакомить с ная количественным составом математика» числа З из единиц - совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, к треугольника. - продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа «Основы грамоты» - освоение звукового анализа слов, различение гласных и согласных звуков [н], [н,], буква Н, н.; - развитие представлений о смыслоразличительной роли звука; - развитие способности соотносить слова, состоящие из 3–4 звуков, с заданной схемой; обучение умению проводить графические линии 22 - игра «Кто внимательный?»; -звуковой анализ слов «слон»; - физминутка «Руки поняли и покачали»; -игра «Какой звук заблудился»; - игра «Цепочка слов»; - подготовка руки к письму - организационный момент «Здравствуйте»; кинезиологическое упражнение: «Пловец»; - интерактивная игра: «Вагончики»; - игровое упражнение «Составь фигуру»; - физминутка: «У оленя дом большой»; - интерактивная игра: «Собери предметы»; - игровое упражнение: «Расставим мебель в комнате» - организационный момент «Наши умные головки»; - кинезиологическая гимнастика: «Кулак – ребро - ладонь»; -звуковой анализ слов «ноты» «сани»; - игра «Живые звуки»; - физминутка упражнение: «Тряпичная кукла и солдат»; - таблицы Шульте; И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада» Стр39 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.59, занятие №20 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр.33 -34 «Заниматель - познакомить с ная количественным составом математика» чисел 3 и 4 из единиц - закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. - закреплять навык последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой завтра «Основы грамоты» - освоение звукового анализа слов (согласные звуки [м], [м,], буква М, м.); - освоение умения выделять ударный звук в слове; - развитие представлений о смыслоразличительной функции звука; - обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки Апрель «Заниматель - познакомить с историей ная денег; математика» - дать представление для 23 - игра «Какой звук заблудился»; - игра «Подбери картинку»; - подготовка руки к письму - организационный момент «Доброе животное»; - упражнение на межполушарное взаимодействие: «Лесенка»; - интерактивная игра: «Собери бусы»; - игровое упражнение «Перекрёсток»; - физминутка «Руки подняли и покачали…»; - игра: «Дни недели»; - игровое упражнение в интерактивной песочнице: «Рассеянный гном» - организационный момент «Подойди ко мне дружок»; - кинезиологическая гимнастика: «Ладонь -кулак - хлопок»; -звуковой анализ слов «мама»; - понятие «Ударный звук» - физминутка упражнение: «Снеговик»; - таблицы Шульте; - игра «Какой звук заблудился»; - подготовка руки к письму - организационный момент «Мы идём в супермаркет»; И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада» Стр. 40 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.60, занятие №22 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр.34 - 35 Методическое пособие АЛМА Урок№1 «Финансова я грамотность чего нужны деньги и какие они бывают; - воспитывать бережное отношение к деньгам -просмотр видео: «История денег»; - физминутка: «Нос,пол, потолок»; - беседа: «Для чего нужны деньги и почему монеты из металла, а банкноты из хлопка; - интерактивная игра: «Какие бывают деньги» «Основы - освоение звукового анализа - организационный грамоты» слов, согласные звуки [т], момент «Подойди ко [т,], буква Т, т. ; мне дружок»; - различение звуков по их - кинезиологическая качественной гимнастика: «Ладонь характеристике; -кулак - хлопок»; - развитие умения выделять -звуковой анализ ударный звук в слове; слов «тыква»; Закрепление представлений - закрепить понятие о протяженности слов, «Ударный звук» смыслоразличительной - физминутка функции звука; упражнение: - обучение умению «Тряпичная кукла проводить графические и солдат»; линии в пространстве - игра «Какой звук заблудился»; рабочей строки - игра «Поищи слова»; - подготовка руки к письму «Заниматель - закреплять знания о - организационный ная истории денег и какие деньги момент «Вопрос математика» бывают; ответ»; «Финансова - дать представление о том, - игра на я что деньги бывают определение грамотность различного номинала; номинала; - воспитывать бережное - физминутка: отношение к деньгам «Хомка - хомячёк»; - интерактивная игра: «Где монеты, а где банкноты» «Основы - развитие способности - организационный грамоты» проводить звуковой анализ момент «Я держу в слов и качественно ладошках солнце»; характеризовать звуки - кинезиологическая (согласные звуки [к], [к,], гимнастика: «Кулак буква К, к.); – ребро - ладонь»; - освоение умения выделять - звуковой анализ 24 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.60, занятие №23 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр.36 - 38 Методическое пособие АЛМА Урок№2 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.65, занятие №29 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. Май ударный звук в слове; - закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука; - совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком; - обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки слов «мышка»; - игра «Какой звук заблудился»; - физминутка упражнение: «Сова»; - таблицы Шульте; - игра «Цепочка слов»; - подготовка руки к письму «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр.38 - 39 «Заниматель ная математика» «Финансова я грамотность - закреплять знания о том зачем нужны деньги и какие они бывают; - закреплять представление о том, что деньги бывают различного номинала и где их хранят; - воспитывать бережное отношение к деньгам Методическое пособие АЛМА Урок № 3 «Основы грамоты» - развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки (согласные звуки [п], [п,], буква П, п.); - освоение умения выделять ударный звук в слове; - закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука; - развитие способности соотносить слова, состоящие из трех, четырех, пяти звуков, с заданными схемами; - обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки - организационный момент «Вопрос ответ»; -просмотр видео: «Номинал денег»; - физминутка: «Магазин»; - беседа: «Где хранят деньги»; - интерактивная игра: «Какие бывают деньги»; - интерактивная игра: «Найди пару» - организационный момент «Подойди ко мне дружок»; кинезиологическая гимнастика: «Ладонь -кулак - хлопок»; -звуковой анализ слов «плита»; - закрепить понятие «Ударный звук»; - игра «Погрузим продукты в поезд»; - физминутка упражнение: «Дерево»; - игра «Где находится звук»; - подготовка руки к письму «Заниматель ная математика» (итоговое - совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения между рядом стоящими числами: 6 - организационный момент «Командный дух»; - интерактивная И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по ФЭМП в старшей 25 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.67 занятие №32 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр.48 - 50 занятие игра – соревновани е командами) «Основы грамоты» и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10. - развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. - продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских). - развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей - повторение и закрепление пройденного материала игра: «Составь числовой ряд»; - игровое упражнение «Перекрёсток»; - физминутка «Хомка -хомячок»; - интерактивная игра: «Найди фигуру»; - игровое упражнение: «Закономерности» группе детского сада» Стр53 - организационный момент «Мы ладошку к ладошке сложили»; - кинезиологическая гимнастика: «Ухонос»; -звуковой анализ слов «школа»; - закрепить понятие «Ударный звук»; - игра «Живые слова»; - физминутка упражнение: «Дерево»; упражнение в интерактивной песочнице: «Только с этим звуком» Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.70 занятие № 34 2.4 Перспективный план совместной образовательной деятельности /подготовительный к школе возраст 6-7лет/ Месяц Сентябрь Раздел «Заниматель ная математика» Задачи - закрепить порядковый и количественный счёт в пределах 10; - знание геометрических фигур; - закрепить знания о временных отношениях; - состав числа из единиц 26 Содержание - организационный момент «Добрый день, добрый час»; - упражнение на межполушарное взаимодействие: «Напиши цифры в воздухе двумя руками»; Источник Л.В. Минкевич «Математика в детском саду» Стр.8 «Основы грамоты» - закрепить понятия «слово», «звук», «слог»; - развивать способности проводить звуковой анализ слов, различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие); - освоение умения выделять ударный звук в слове; - совершенствование способности подбирать слова с заданным звуком «Заниматель ная математика» - учить объединять фигуры в множества по трём, четырём признакам; - учить сравнивать группы предметов, чисел на наглядной основе, используя знаки; - закрепить состав чисел 3 – 5 из двух меньших; - развивать логическое мышление 27 Игра «Дружат в нашей группе»; Интерактивная игра «Весёлый счёт»; Подвижная игра «Геометрические фигуры»; Интерактивная игра «Времена года»; Д. игра «Дни недели» - организационный момент «Я держу в ладошках солнце»; - беседа о понятиях «слово», «звук», «слог»; -звуковой анализ слов «книга»; - закрепить понятие «Ударный звук» - физминутка упражнение: «Осенние листочки»; - игра «Какой звук заблудился»; - игра «Поищи слова»; - подготовка руки к письму - организационный момент «Я держу в ладошках солнце»; - упражнение на межполушарное взаимодействие: «Весёлая дорожка»; - игровое упражнение «Составь фигуры»; - интерактивная игра: «Мудрая сова»; - физминутка «Части суток»; - интерактивная игра: «Логика»; - игровое упражнение в интерактивной песочнице: Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.70 занятие № 1 Л.В.Минкевич «Математика в детском саду» Стр. 39 Октябрь «Основы грамоты» - закреплять знание гласных звуков: [а], [о], [и], [ы], [у] и их буквенное обозначение; - развитие умения выполнять звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки; - совершенствование способности подбирать слова с заданным звуком «Заниматель ная математика» - учить устанавливать закономерности при решении логических задач; - закреплять умение определять место числа среди других чисел; - закреплять состав чисел 6 -7 из двух меньших; - развивать логическое мышление; - развивать ориентировку в пространстве и порядковый счёт до 10 «Основы грамоты» - закреплять способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки (согласные звуки [р], [р,], буква Р, р.); - учить строить звукобуквенную модель; - развивать способность подбирать слова к трех-, четырех-, пяти звуковой модели. 28 «Рассеянный гном» - организационный момент «Подойди ко мне дружок»; - пальчиковая игра в кругу: «Дружат в нашей группе девочки, и мальчики»; - Игра: «Магазин»; - интерактивная игра: «Запоминайка»; - физминутка: «Вкусные слова»; - игра «Как измерить слово» - организационный момент «Где право, где лево»; - кинезиологическое упражнение: «Барабаньщик» - игра: «Умный ученик»; - физминутка «Весёлый счёт»; - игровое упражнение «Логические задачи»; - игровое упражнение в интерактивной песочнице: «Поиск сокровищ» - организационный момент «Мы ладошку к ладошке сложили»; - упражнение на межполушарное взаимодействие: «Паучок делает зарядку» -звуковой анализ слов «Шар», «Аня» с заменой карточки на букву А; - закрепить понятие «Ударный звук»; - физминутка упражнение: Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.70 занятие № 2 Л.В. Минкевич «Математика в детском саду» Стр.46 - 48 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.71 занятие №1 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр.40 -42 «Заниматель ная математика» - закреплять состав чисел 8 - 9 из двух меньших; - развивать логическое мышление; - учить детей составлять и решать простейшие арифметические задачи со знаками «+», «=» «Основы грамоты» - освоение звукового анализа слов (согласные звуки [л], [л,], буква Л, л.); - закреплять способности проводить звуковой анализ слов; -учить объединять два звука в слог; - закреплять навык строить звукобуквенную модель; - развивать способность подбирать слова к трех-, четырех -, пяти звуковой модели 29 «Дерево»; - игра «Подбери картинку»; - физминутка упражнение: «Дерево»; - игра «Где находится звук»; - подготовка руки к письму - организационный момент «Добрый день, добрый час»; - упражнение на развитие зрительномоторной координации: По дорожке мы идём»; - интерактивная игра: «Умный ученик»; - игровое упражнение «Танграм»; - физминутка «Весёлый счёт»; - игровое упражнение «Задачки»; - интерактивная игра: «Логика» - организационный момент «Вежливые слова»; - упражнение на развитие зрительномоторной координации: «С кочки на кочку»; -звуковой анализ слов «Лена», «Луна» с заменой карточки на буквы; - физминутка «Присядь если услышишь звук»; - игровое упражнение «Окошечки» - игра «Назови слова»; - интерактивная игра: Л.В. Минкевич «Математика в детском саду» Стр.53 - 58 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.70 занятие №1 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр.26 -28 Ноябрь «Заниматель ная математика» - закреплять состав числа 10 из двух меньших; - учить сравнивать группы предметов, чисел на наглядной основе; - закреплять умение определять место числа среди других чисел; - учить детей составлять и решать простейшие арифметические задачи со знаками «+», «=» «Основы грамоты» - освоение звукового анализа слов (согласные звуки [с], [с,], буква С, с.); - закреплять способности проводить звуковой анализ слов; -учить объединять два звука в слог; - закреплять навык строить звукобуквенную модель; - развивать способность подбирать слова к трех-, четырех-, пяти звуковой модели; - закреплять умения писать букву 30 «Напиши букву» интерактивной песочнице, режим: «Природа» - организационный момент «Подойди ко мне дружок»; - упражнение на межполушарное взаимодействие: «Внимательный водитель»; - игровое упражнение «Умный ученик»; - физминутка «Хомка - хомячок»; - интерактивная игра: «Назови соседей»; - игровое упражнение «Задачки» - организационный момент «Мы ладошку к ладошке сложили»; - упражнение на межполушарное взаимодействие: «Паучок делает зарядку» -звуковой анализ слов «Стол», «Стул» с заменой карточки на букву; - физминутка упражнение: «Дерево»; - интерактивнвная игра: «Раскрась слова»; - физминутка «Хомка – хомячок»; - игровое упражнение «Окошечки» - игра «Назови слова»; - интерактивная игра: «Напиши букву» интерактивной песочнице, режим: Л.В. Минкевич «Математика в детском саду» Стр.64 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.73 занятие №1 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр.46 -47 «Заниматель ная математика» «Основы грамоты» Декабрь «Заниматель ная математика» «Природа» - организационный момент «Добрый день, добрый час»; - упражнение на развитие зрительно – моторной координации: «Ходят пальцы по дорожкам»; - игровое упражнение «Волшебные палочки»; - физминутка «Части суток»; - интерактивная игра: «Домики» - освоение звукового - организационный анализа слов (согласные момент «Мы ладошку , звуки [в], [в ], буква В, в.); к ладошке сложили»; - закреплять способности -звуковой анализ слов проводить звуковой анализ «Вова», «Вилка» с слов; заменой карточки на буквы; -учить объединять два - интерактивная игра: звука в слог; - закреплять навык строить «Раскрась слова»; - физминутка «Хомка звукобуквенную модель; – хомячок»; - развивать способность - игровое упражнение подбирать слова к трех-, «Окошечки» четырех-, пяти звуковой - игра «Назови слова»; модели - интерактивная игра: «Напиши букву» интерактивной песочнице, режим: «Природа» - учить счёту до 13, 14, 15; - организационный - закреплять состав чисел от момент «Наши 3 до 10; умные головки»; - закреплять умение - упражнение на находить последующее и межполушарное предыдущее числа; взаимодействие: - развивать ориентировку в «Космонавты»; пространстве, и - игровое порядковый счёт упражнение «Весёлые соседи»; - рабочая тетрадь – счёт 13, 14, 15; физминутка «Где - учить счёту до 11 и 12; - учить сложению чисел по 2; - закреплять состав чисел от 3 до 10 31 Л.В. Минкевич «Математика в детском саду» Стр.136 «Рабочая тетрадь дошкольника» считаем до 20 Маврина Л. Стр. 2 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.73 занятие №1 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр.44 -45 Л.В. Минкевич «Математика в детском саду» Стр.158 -160 «Рабочая тетрадь дошкольника» считаем до 20 Маврина Л. Стр. 3 «Основы грамоты» «Заниматель ная математика» лева, а где право»; - интерактивная игра: «Запоминайка»; - - интерактивная упражнение в интерактивной песочнице: «Поиск сокровищ» - освоение звукового - организационный анализа слов (согласные момент «Я держу в , звуки [з], [з ], буква З, з.); ладошках солнце»; - закреплять способности - пальчиковая игра: проводить звуковой анализ «Домик»; слов; -звуковой анализ слов «Зуб», «Зебра» с -учить объединять два заменой карточки на звука в слог; - закреплять навык строить буквы; - интерактивная игра: звукобуквенную модель; - закреплять умения писать «Раскрась слова»; - физминутка «Ветер букву дует нам в лицо»; - игровое упражнение «Окошечки» - игра «Назови слова»; - интерактивная игра: «Напиши букву» интерактивной песочнице, режим: «Природа» - учить счёту до 16, 17, 18; - организационный - закреплять состав чисел от момент «Я держу в 3 до 10; ладошках солнце»; - закреплять умения детей - упражнение на составлять и решать развитие зрительно – простейшие моторной арифметические задачи со координации: «Ходят знаками «+», «-» «=»; пальцы по дорожке»; - упражнять в определении - рабочая тетрадь – времени пол часам счёт 16, 17, 18; - игровое упражнение «Домики»; - физминутка «Части суток»; - игровое упражнение «Задачки»; - игровое упражнение в 32 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.75 занятие №1 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр.51 -50 Л.В. Минкевич «Математика в детском саду» Стр.170 «Рабочая тетрадь дошкольника» считаем до 20 Маврина Л. Стр. 4 Январь «Основы грамоты» - освоение звукового анализа слов (согласные звуки [б], [б,], буква Б,б.); - закреплять способности проводить звуковой анализ слов; -учить объединять два звука в слог; - закреплять навык строить звукобуквенную модель; - закреплять умения писать букву «Заниматель ная математика» - учить счёту до 19,20; - закреплять умения детей составлять и решать простейшие арифметические задачи со знаками «+», «-» «=»; - упражнять в определении времени пол часам «Основы грамоты» - освоение звукового анализа слов (согласные звуки [д], [д,], буква Д,д.); - закреплять способности проводить звуковой анализ слов; -учить объединять два звука в слог; - закреплять навык строить звукобуквенную модель; 33 «Назови время» - организационный момент «Добрый день, добрый час»; - пальчиковая игра: «Лесенка»; звуковой анализ слов «Баран», «Берёза» с заменой карточки на буквы; - физминутка «Медвежата»; - игра «Назови слова»; - интерактивная игра: «Где спрятался звук». - игровое упражнение «Окошечки» - игра «Назови слова»; - интерактивная игра: «Напиши букву» интерактивной песочнице, режим: «Природа» - организационный момент «Подойди ко мне дружок»; - упражнение на межполушарное взаимодействие: «Кораблик»; - рабочая тетрадь – счёт 19,20; - физминутка «Снежки»; - игровое упражнение «Задачки»; - интерактивная игра: «Угадай время» - организационный момент «Мы ладошку к ладошке сложили»; - пальчиковая игра: «Лесенка»; звуковой анализ слов «Дыня», «Дерево» с заменой карточки на буквы; - физминутка: «Нос, Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.70 занятие №1 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр.52 -53 Л.В. Минкевич «Математика в детском саду» Стр.179 «Рабочая тетрадь дошкольника» считаем до 20 Маврина Л. Стр. 5 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.76 занятие №1 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр.55 -54 - закреплять умения писать букву «Заниматель ная математика» «Основы грамоты» Февраль «Заниматель пол, потолок» - игра «Назови слова»; - интерактивная игра: «Где спрятался звук». - игровое упражнение «Окошечки»; - подготовка руки к письму - закреплять навыки счёта - организационный до 20; момент «Я держу в - закреплять умения детей ладошках солнце»; составлять и решать - упражнение на простейшие развитие зрительно арифметические задачи со – моторной знаками «+», «-» «=»; координации: - упражнять в определении «Внимательные времени пол часам глазки»; - рабочая тетрадь – «Соедини по точкам»; - физминутка «Медвежата»; - интерактивная игра: «Раскрась клоуна»; - игровое упражнение «задачки»; - интерактивная игра: «Угадай время» - освоение звукового - организационный анализа слов (согласные момент «Наши , звуки [й ], буква Й,й.); умные головки»; - закреплять способности - кинезиологическая проводить звуковой анализ гимнастика: «Ладонь слов; – кулак»; звуковой анализ слов -учить объединять два «Зайка» с заменой звука в слог; - закреплять навык строить карточки на буквы; - физминутка звукобуквенную модель; - закреплять умения писать «Снежки»; - игра «Назови пару»; букву - игровое упражнение «Окошечки»; - упражнение на развитие графо моторных навыков: «Заштрихуй зайку» - закреплять навыки счёта - организационный 34 «Рабочая тетрадь дошкольника» считаем до 20 Маврина Л. Стр. 6 - 7 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.76 занятие №1 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр.56 -57 Л.В. Минкевич ная математика» «Основы грамоты» «Заниматель ная математика» до 20; - познакомить детей с знаком счёта десятками (10, 20, 30); Продолжать закреплять навык составлять силуэты из геометрических фигур, игра: «Колумбово яйцо»: - развивать логическое мышление момент «Здравствуйте»; - упражнение на межполушарное взаимодействие: «Внимательный водитель»; - рабочая тетрадь – «Помоги тигрёнку»; - игровое упражнение «Весёлый счет»; - физминутка «Снежки»; - игра: «Колумбово яйцо» - интерактивная игра: «Логика» - освоение звукового - организационный анализа слов (гласный момент звуки [йа], буква Я,я.); «Здравствуйте»; - закреплять способности - таблицы Шульте; проводить звуковой анализ звуковой анализ слов слов; «Яблоко» с заменой карточки на буквы; -учить объединять два - физминутка звука в слог; - закреплять навык строить «Снежки»; «Окошечки»; звукобуквенную модель; - закреплять умения писать - упражнение на развитие букву графомоторных навыков: «Заштрихуй яблоко» - закреплять навыки счёта - организационный до 20; момент «Я держу в - закреплять умения детей ладошках солнце»; составлять и решать - упражнение на простейшие межполушарное арифметические задачи со взаимодействие: знаками «+», «-» «=»; «Космонавты»; - закреплять умение - интерактивная выполнять крупные игра: «Составь изображения, точно следуя числовой ряд»; инструкции при подсчёте - рабочая тетрадь – клеток в тетради «Выход из лабиринта – счёт до 20»; - физминутка «Постройся по росту»; 35 «Математика в детском саду» Стр.99 «Рабочая тетрадь дошкольника» считаем до 20 Маврина Л. Стр. 8 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.77 занятие №1 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр.58 -59 «Рабочая тетрадь дошкольника» считаем до 20 Маврина Л. Стр. 10 Л.В. Минкевич «Математика в детском саду» Стр.172 Март «Основы грамоты» - освоение звукового анализа слов (согласные звуки [г], [г,], буква Г,г.); - закреплять способности проводить звуковой анализ слов; -учить объединять два звука в слог; - закреплять навык строить звукобуквенную модель; - закреплять умения писать букву «Заниматель ная математика» «Финансовая грамотность» -закреплять понятие: «Номинал денег; - учить детей считать деньги и делать размен; - закреплять знания о том почему монеты и банкноты разные «Основы грамоты» - освоение звукового анализа слов (согласные звуки, [ч], буква Ч,ч.); - закреплять способности проводить звуковой анализ слов; -учить объединять два звука в слог; - закреплять навык строить звукобуквенную модель; - закреплять умения писать 36 - игровое упражнение «задачки»; - игровое упражнение «пишем диктант» - организационный момент «Наши умные головки»; - кинезиологическая гимнастика: «Шляпка – ножка»; -звуковой анализ слов «Гриб», «Герб» с заменой карточки на буквы; - интерактивная игра: «Раскрась слова»; - физминутка «Ветер дует нам в лицо»; - игровое упражнение «Окошечки» - игра «Назови слова»; - интерактивная игра: «Напиши букву» интерактивной песочнице, режим: «Природа» - организационный момент «Доброе животное»; - игровое упражнение «Супермаркет – делаем покупки»; - физминутка «1,2,3,4,5»; - интерактивная игра: «Номинал» - организационный момент «Доброе животное»; - пальчиковая игра: «Землемерка»; - звуковой анализ слов «Туча», с заменой карточки на буквы; - интерактивная игра: «Раскрась слова»; - физминутка «Руки Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.77 занятие №1 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр.60 -61 Методическое пособие АЛМА Урок№4 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.78 занятие №1 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр.63 -65 букву «Заниматель ная математика» «Финансовая грамотность» - формировать знания о том где и как хранятся деньги; - учить детей считать деньги и делать размен. - воспитывать бережное отношение к деньгам «Основы грамоты» - освоение звукового анализа слов (согласные звуки [ш], [ш,], буква Ш,ш.); - закреплять способности проводить звуковой анализ слов; -учить объединять два звука в слог; - закреплять навык строить звукобуквенную модель; - закреплять умения писать букву 37 поняли и покачали»; - игровое упражнение «Окошечки» - игра «Назови слова»; - интерактивная игра: «Напиши букву» интерактивной песочнице, режим: «Природа» - подготовка руки к письму - организационный момент «Вопрос ответ»; - просмотр видео: «Хранение денег»; - беседа: «Почему важно сохранять деньги и где их хранить»; - физминутка: «Нос, пол, потолок»; - интерактивная игра: «Банкомат» - игра: «Супермаркет – делаем покупки» - организационный момент «Наши умные головки»; - кинезиологическая гимнастика: «Кулак – ребро - ладонь»; - звуковой анализ слов «Шишка», «Шуба» с заменой карточки на буквы ; - интерактивная игра: «Составь слово»; - физминутка упражнение: «Тряпичная кукла и солдат»; - игровое упражнение «Окошечки» - игра «Прохлопай слово»; - интерактивная игра: «Напиши букву» интерактивной песочнице, режим: Методическое пособие АЛМА Урок № 5 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.78 занятие №1 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр.67 -68 Апрель «Заниматель ная математика» «Финансовая грамотность» - формировать знания о том где и как хранятся деньги; - учить детей считать деньги и делать размен. - воспитывать бережное отношение к деньгам «Основы грамоты» - освоение звукового анализа слов (гласный звуки [э], буква Э,э.); - закреплять способности проводить звуковой анализ слов; -закреплять понятие предложение; - составлять предложения по схеме из двух, трёх слов - закреплять навык строить звукобуквенную модель; - закреплять умения писать букву «Заниматель ная математика» «Финансовая грамотность «Основы грамоты» - закреплять знания о том где и как хранятся деньги; - формировать знания о понятиях «Доход» и «Расход»; - раскрыть понятия «Реклама» - освоение звукового анализа слов (согласные 38 «Природа» - подготовка руки к письму - организационный момент «Вопрос ответ»; - игра: «Я банкир»; - физминутка: «Весёлый счёт»; - интерактивная игра: «Больше- меньше» - игра: «Супермаркет – делаем покупки» - организационный момент «Подойди ко мне дружок»; - кинезиологическая гимнастика: «Ладонь -кулак - хлопок»; - звуковой анализ слов «Этаж», с заменой карточки на буквы; - понятие «Предложение» - физминутка упражнение: «Придумай предложение по схеме»; - таблицы Шульте; - игра «Какой звук заблудился»; - подготовка руки к письму - организационный момент «Вопрос ответ»; - беседа: «Какие бывают доходы и расходы»; - игра: «Что важнее»; - физминутка: «Нос, пол, потолок»; - интерактивная игра: «Уравновесь» - игра: «Разрекламируй продукт» - организационный момент «Подойди ко Методическое пособие АЛМА Урок № 6 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.79 занятие №1 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр.69 -70 Методическое пособие АЛМА Урок № 7- 8 Н.С. Варенцова «Обучение звуки [йэ], буква Е, е.); - закреплять способности проводить звуковой анализ слов; -учить объединять два звука в слог; - закреплять навык строить звукобуквенную модель; - закреплять умения писать букву Май «Заниматель ная математика» «Финансовая грамотность «Основы грамоты» - закреплять знания о доходах и расходах; - формировать понятия: «Дорого» - «Дёшево»; - раскрыть понятие: «Расходы семьи», «Накопления» - освоение звукового анализа слов (согласные звуки [ж], [ж,], буква Ж,ж.); - закреплять способности проводить звуковой анализ слов; -учить объединять два звука в слог; - закреплять навык строить звукобуквенную модель; - закреплять умения писать букву 39 мне дружок»; - кинезиологическая гимнастика: «Ладонь -кулак - хлопок»; - звуковой анализ слов «Ежи», с заменой карточки на буквы; - понятие «Предложение» упражнение: «Придумай предложение по схеме»; - физминутка упражнение: «Тряпичная кукла и солдат»; - таблицы Шульте; - игра «Какой звук заблудился»; - подготовка руки к письму - организационный момент «Ворос ответ»; - игра – конкурс: «Пословицы»; - беседа: «Какие расходы бывают у семьи»; - игра: «Классификация расходов»; - физминутка: «Хомка - хомячёк»; - интерактивная игра: «На что накопил» - организационный момент «Доброе животное»; - пальчиковая игра: «Землемерка»; - звуковой анализ слов «Жук», «Лыжи» с заменой карточки на буквы; - интерактивная игра: «Раскрась слова»; - физминутка «Руки поняли и покачали»; дошкольников грамоте» стр.79 занятие №1 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр.72 -73 Методическое пособие АЛМА Урок № 9 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.80 занятие №1 Махнева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр.74 -75 «Заниматель ная математика» «Финансовая грамотность - закреплять знания о доходах и расходах; - формировать понятия: «Дорого» - «Дёшево»; - раскрыть понятие: «Расходы семьи», «Накопления» «Основы грамоты» - освоение звукового анализа слов (согласные звуки [йу] буква Ю,ю.); - закреплять способности проводить звуковой анализ слов; -учить объединять два звука в слог; - закреплять навык строить звукобуквенную модель; - закреплять умения писать букву «Заниматель ная математика» итоговое - повторение и закрепление пройденного материала 40 - игровое упражнение «Окошечки» - игра «Назови слова»; - интерактивная игра: «Напиши букву» интерактивной - организационный момент «Вопрос ответ»; -просмотр видео: «Номинал денег»; - физминутка: «Магазин»; - беседа: «Где хранят деньги»; - интерактивная игра: «Какие бывают деньги»; - интерактивная игра: «Найди пару» - организационный момент «Подойди ко мне дружок»; кинезиологическая гимнастика: «Ладонь -кулак - хлопок»; - звуковой анализ слов «Юбка», с заменой карточки на буквы; - интерактивная игра: «Раскрась слова»; - физминутка «Руки поняли и покачали»; - игровое упражнение «Окошечки» - игра «Назови слова»; - интерактивная игра: «Напиши букву» - подготовка руки к письму - организационный момент «Командный дух»; - интерактивная игра: «Составь числовой ряд»; - игровое упражнение «Перекрёсток»; - физминутка Методическое пособие АЛМА Урок № 2 Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» стр.80 занятие №1 Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет» стр.79 -80 «Основы грамоты» итоговое - повторение и закрепление пройденного материала «Хомка -хомячок»; - интерактивная игра: «Найди фигуру»; - игровое упражнение: «Закономерности» - организационный момент «Наши умные головки»; - кинезиологическая гимнастика: «Кулак – ребро - ладонь»; - звуковой анализ слов «Школа» с заменой карточки на буквы ; - интерактивная игра: «Составь слово»; - физминутка упражнение: «Тряпичная кукла и солдат»; упражнение: «Придумай предложение по схеме»; - игровое упражнение «Окошечки» - игра «Прохлопай слово»; - интерактивная игра: «Напиши букву» интерактивной песочнице, режим: «Природа» - подготовка руки к письму Организационный раздел 3.1 Материально-техническое обеспечение: Блок: «Занимательная математика» - пеналы с набором пластмассовых геометрических фигур, цифр и знаков, счётных палочек» (10 штук); - кубики Никитина: «Чудо-куб», «Занимательные кубики»; 41 - игры Никитина: «Сложи квадрат»; - магнитная игра: «Ходики»; - настольная игра «Математические бусы»; - коллекция мировых головоломок (Танграм, Колумбово яйцо); - набор карточек с цифрами от 0 до 20; - счетная и ученическая линейка; - раздаточный материал для нейропсихологических упражнений; - набор планов по ориентации в кабинете и на улице; - часы бумажные (10 штук); - магнитная доска с набором цифр; пособия: «Круглый год», «Я изучаю дни недели»; - подборки интерактивных игр из серии: «Сова», «Играй и развивайся»; - киоск «Магазин»; - макеты денег; - копилка; - кошельки; - наборы для игр на тему уроков; - интерактивные игры и видео по финансовой грамотности АЛМАК Блок: «Основы грамоты» - картины-схемы звукового анализа слов (демонстрационные и раздаточные на каждого ребёнка); - полоски-схемы звукового состава слов; - фишки (по 6 штук: красного, синего, зелёного цветов) демонстрационный и раздаточный; • многофункциональные перфокарты; • таблицы Шульте; • различные виды азбук; - подборки интерактивных игр из серии: «Сова», «Играй и развивайся»; Технические средства обучения: Интерактивный комплекс «Играй и развивайся; магнитофон – Panasonic RX-ЕS29; ручной 3D сканер SENSE; SMART-доска; ноутбук; диски, (познавательная информация, музыка, видеоматериалы). 42 3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды Включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени. К предметному содержанию относятся: - игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности; - учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе занятий; - оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей. Развивающая предметно-пространственная среда является тонкой гранью образовательной среды для ребенка дошкольного возраста. Задачей педагога на современном этапе является создание такой предметноразвивающей среды, которая бы вызывала у ребенка чувство эмоционального комфорта и психологической защищенности. Обновленная предметнопространственная среда позволит каждому ребенку найти свой путь через игру, вызвать желание к познанию нового, способствовать умственному и личностному развитию. Создавая предметно-развивающую среду, педагоги ДОО должны стремиться, не только функционально оснастить её, создать свой неповторимый современный дизайн, но и побуждать ребенка к активной творческой деятельности, к интеллектуальному развитию. Данная Программа реализуется в интерактивном кабинете с использованием интерактивного оборудования. Список используемой литературы 1. Л.В. Минкевич Парциальная программа «Математика в детском саду». 2. Л. Маврина Математика считаем до 20 «Рабочая тетрадь дошкольника». 3. И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада». 4. Нейропрописи для тренировки мозга» издательство АСТ «Малыш». 5. Н.С. Варенцова Программа «Обучение дошкольников грамоте» для занятий с детьми 3 -7 лет». 6. Д.М. Маханева, Н. А. Гоголева «Обучение грамоте детей 5 – 7 лет». 7. Методическое пособие АЛМА «Финансовая грамотность». 8. И.А. Быкова «Обучение детей грамоте в игровой форме». 9. Л.Е. Журова, «Обучение грамоте детей в детском саду». 10. Н.В. Нижегородцева «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе». 11. А.В. Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников». 12. М.М. Безруких Т. А. Филиппова «Ступеньки к школе, развиваем логическое мышление и память». 13. Е.А. Алябьева для детей 5-8 лет: «Развитие логического мышления и речи». 14. И. Бушмелева Тестовые задания для детей 5-6 лет. Логика. 43