Содержание
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.1.1
Цели и задачи
Основные принципы организации содержания
1.1.2
программы
Значимые характеристики для реализации
программы, в том числе возрастные
1.1.3
физиологические особенности развития
воспитанников
1.1.4
Целевые ориентиры образовательного процесса
Диагностика плавательных умений и навыков
1.1.5
дошкольников
2. Содержательный раздел
Особенности организации образовательного
2.1.1
процесса по образовательной области «Физическое
развитие» (обучение плаванию)
Описание вариативных форм, способов, методов и
2.1.2
средств реализации программы
2.1.3
Учебный план
3. Организационный раздел
3.1
Материально-техническое обеспечение
Обеспеченность методическими материалами и
3.2
средствами обучения и воспитания
Особенности организации, развивающей
3.3
предметно-пространственной среды
3.4
Особенности организации работы с родителями
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
2
5
5
7
15
17
18
24
27
29
30
31
31
33
35
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в
образовательном пространстве, регламентируется в новых федеральных
государственных требованиях, где огромное внимание уделяется вопросам
здоровьесбережения. Решение этой задачи регламентируется Федеральным
законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с
изменениями от 8 декабря 2020 года, а также указами Президента
России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ"; "Об
утверждении основных направлений государственной социальной политики по
улучшению положения детей в РФ" и другими нормативными документами.
Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и
сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не
только семьи, но и педагогов. Здоровье, являясь важнейшей ценностью
человека и общества, относится к категории государственных приоритетов,
поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную
озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов
и родителей.
В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей
дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в
результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется
здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций
организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и
физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития
личности.
Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г.
физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей. Двигательной, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как
координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма. Развитию равновесия, координации движения,
крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем
ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие
прыжки,
повороты
в
обе
стороны).
Формирование
начальных
представлений о некоторых видах спорта. Овладение подвижными играми с
правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной
сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами в питании, двигательном режиме,
закаливании, а также при формировании полезных привычек и др.
2
Обучение плаванию - одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка оно содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует
деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно
расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из
лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.
Специалистам, ведущим занятия с детьми в бассейнах, следует знать
особенности
физиологии
и
анатомии
ребенка
интегрированный
подход в оздоровлении детей через водную среду бассейна при детском саду.
По возрасту детей, и степени усвоения программы выделены возраста:
младший возраст – с 2 -4 лет
средний возраст - с 4 - 5 лет
старший возраст - с 5- 6 лет
подготовительный возраст- с 6 - 7 лет
В каждый вошли:
игры по освоению в воде, и обучению плаванию;
комплексы упражнений по обучению плаванию, в домашних условиях;
упражнения на «суше», и на воде на развитие диафрагмального дыхания
и регуляцию мышечного тонуса при обучении детей плаванию;
комплексы по закаливанию детей в домашних условиях, для родителей;
разные виды закаливания в бассейне, в группе, дома;
упражнения в воде с предметами под музыкальное сопровождение – «Детская
Аква аэробика»;
игры в воде с речью и движением на координацию при обучении
плаванию;
упражнения на развитие мелкой и общей моторики;
упражнения на развитие чувства темпа и ритма.
В программе определены:
- возможности развития дыхательной функции (через водную среду),
(диафрагмального, продолжительного, сильного, постепенного);
- согласованность дыхания и движения при плавании;
- представлены средств, форм занятий, приемы коррекции и оздоровления,
реализации индивидуально - дифференцированного подхода.
Используется в процессе занятий плаванием комплекс упражнений,
включающих: модифицированные коррекционные упражнения на развитие
3
памяти, внимания, воображения, упражнения на дыхание и координацию,
праздники, и театрализованные представления - всё это позитивно влияют на
психическую и эмоциональную сферу детей, обеспечивая высокий уровень
усвоения программы, и решают главную задачу оздоровление детей, через
обучение плаванию.
Возраст воспитанников: 2 - 7 лет.
Срок реализации программы: 5 лет.
Форма обучения: очная.
Язык, на котором осуществляется обучение: русский.
1.1.1 Цель и задачи
Целью программы является формирование интереса детей дошкольного
возраста к занятиям плавания. Уверенно чувствовать себя в воде, держаться на
поверхности воды; закаливание и укрепление детского организма; создание
основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление
опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и
нервной систем).
Задачи программы
Оздоровительные:
- приобщать ребенка к здоровому образу жизни;
- укреплять здоровье ребенка;
- совершенствовать опорно-двигательный аппарат;
- формировать правильную осанку.
Образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- формировать знания о здоровом образе жизни;
- формировать знания о способах плавания.
Воспитательные:
- воспитывать двигательную культуру;
- воспитывать нравственно волевые качества, такие как смелость, настойчивость,
уверенность в себе;
- воспитывать чувство заботы о своем здоровье.
1.1.2 Основные принципы организации содержания программы
Принцип природосообразности - предусматривающий отношение к
ребёнку, как к части природы, его воспитание в единстве и согласии с природой,
осуществление образования в соответствии с законами развития детского
организма с учётом особенностей физического развития, состояния его здоровья.
4
Принцип воспитывающего обучения - отражает необходимость
обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его
отношение к жизни, к знаниям, к самому себе. Воспитание и обучение - две
стороны единого процесса формирования личности.
Принцип гуманизации педагогического процесса - определяющий
приоритет не передачи знаний, умений, а развитие самой возможности
приобретать знания и умения и использовать их в жизни.
Принцип систематичности и последовательности предполагает такой
логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее
полученные.
Принцип развивающего обучения, не только приобретаются знания,
формируются умения, но и развиваются все познавательные психические
процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью,
мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, развивается личность
ребенка в целом. Развивающий эффект обучения достигается лишь тогда, когда
оно (по Л.С. Выготскому и Г.С. Костюку) сориентировано на «зону ближайшего
развития». Как правило, знаниями в этом случае ребенок овладевает при
незначительной помощи со стороны взрослого. Инструктор должен помнить, что
«зона ближайшего развития» зависит не только от возраста, но и от
индивидуальных особенностей детей.
Принцип индивидуального подхода - ориентирует педагога на учет
индивидуальных особенностей дошкольников, связанных с их темпами
биологического созревания, уровнями физического развития и двигательной
подготовленности.
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий,
образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного
возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования
осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки программы составляют:
1. Основная образовательная программа дошкольного образовательного
учреждения
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ с изменениями от 8 декабря 2020 года.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155.
5
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования».
5. СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
2.4.1.3648-20, «Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН
2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения».
1.1.3 Значимые характеристики для реализации программы, в том числе
возрастные физиологические особенности развития детей
дошкольного возраста
Требования к уровню подготовки по каждой возрастной группе
I младшая (ранний возраст).
Младший дошкольный возраст – возраст активного приобщения к воде,
подготовка к занятиям плаванием. Малыши лучше, быстрее и менее болезненно
адаптируются к новым условиям жизни.
Задачи обучения
1. Научить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
2. Учить, не бояться, входить в воду и выходить из нее самостоятельно.
3. Знакомить с некоторыми свойствами воды.
4. Приучать к простейшим передвижениям (ходьба, бег, прыжки) в воде, к
погружению.
5. Погружать лицо и голову в воду.
6. Делать попытки лежать на воде.
7. Обучать выдоху на границе воды и воздуха.
8. Учить элементарным прыжкам в воду.
9. Формировать умения лежать на воде.
Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и
вытираться;
принимать
душ,
запоминать
личные
вещи.
К концу года дети должны уметь!
Ходить вперед и назад в воде глубиной 60 см делать гребковые движения
руками.
Бегать (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
Пытаться выполнять упражнение «Фонтаны».
6
Дуть
на воду, пытаться выполнять вдох над водой и выдох в воду.
Прыгать
по дну бассейна (60 см) с продвижением вперед.
Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной 60 см.
Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди.
Выполнять фонтан ногами сидя на бортике, держась за неподвижную
опору.
Не бояться воды.
Опускать лицо вводу.
Передвигать
подвижную опору по воде выполняя, хват руками.
Ходить, бегать, прыгать в воде.
Лежать на воде, погружаться с головой.
Правила поведения: знакомство с основными правилами и их соблюдение.
Входить вводу только по разрешению инструктора.
Действовать сообща, слушать инструктора.
Спускаться и подниматься по лестнице самостоятельно.
Пытаться самостоятельно и аккуратно снимать и одевать свои вещи.
Быть активными в воде.
II младшая - (младший возраст)
Во второй младшей группе продолжается период освоения детей в воде и
формирование таких навыков как скольжение с опорой и без, выдох вводу с
продвижением и без. Обучение нацелено на формирование умения находиться
в воде в безопорном положении. Начинается этап, связанный с приобретением
детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде
достаточно надежно, легко и свободно продвигаться в ней, совершать различные,
целенаправленные движения. В то же время дети знакомятся с
некоторыми свойствами воды - сопротивлением, поддерживающей силой и др.
Получают первые основы плавания.
Задачи обучения.
Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
Учить, не бояться, входить в воду и выходить из нее самостоятельно.
Знакомить с некоторыми свойствами воды.
Обучать различным передвижениям в воде, погружению и всплытию.
Учить простейшим приемам выдоха в воду.
Учить различным прыжкам в воде.
Формировать свободное лежание на воде.
Учить простейшим плавательным движениям ног «Фонтаны» «Мотор».
Учить работе ног кролем с неподвижной опорой на груди и на спине.
Учить скольжению с подвижной опорой и без нее.
Учить плавать с подвижной опорой.
7
Учить
открывать глаза в воде.
Учить лежать в воде на спине.
Учить нырять на мелкой части 60 см.
Формировать основы плавания без опоры на разные расстояния.
Учить выдоху вводу с продвижением.
Гигиенические навыки: Продолжать учить самостоятельно, раздеваться,
одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.
К концу года дети должны уметь!
Погружать лицо и голову в воду.
Открывать глаза в воде.
Ходить вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до
груди с помощью рук.
Бегать вперед и назад (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
Выполнять разные упражнения с работой ног.
Выполнять выдох в воду без продвижения.
Пытаться выполнять выдох воду с продвижением.
Прыгать по бассейну с продвижением вперед.
Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной 60 см.
Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.
Скользить с опорой и без.
Плавать с подвижной опорой (доска, нудл).
Ныряние на мелком месте за тонущими предметами.
Согласованно прыгать с бортика.
Правила поведения: знакомство с основными правилами и их соблюдение.
Входить вводу только по разрешению инструктора.
Действовать сообща, слушать инструктора.
Спускаться и подниматься по лестнице самостоятельно.
Пытаться самостоятельно и аккуратно снимать и одевать свои вещи.
Быть активными в воде.
Средний возраст.
К среднему возрасту дети уже достаточно освоились в воде. Начинается
новый этап: приобретение навыков плавания, таких как, ныряние на глубину,
лежание выполнением разных фигур, согласованное скольжение, прыжки в воду,
контролируемое дыхание, которые помогают чувствовать себя в воде
достаточно надежно. Двигательные навыки, приобретенные в младшем
возрасте, закрепляются уже на большой глубине. Упражнения усложняются,
начинается применение плавательных и физических упражнений в воде под
музыку. Повышаются требования к самостоятельности, организованности.
Задачи обучения.
8
Продолжать
знакомить со свойствами воды (погружению и всплытию).
Продолжать обучать передвижениям в воде с опорой и без.
Учить нырять на средней части бассейна.
Обучать выдоху в воду.
Учить различным прыжкам в воду.
Обучать лежанию с выполнением разных фигур (поплавок, звезда)
Учить выполнять плавательные движения ногами как при плавании
кролем.
Учить плавать согласованно с дыханием.
Учить
основам движений ногами брасс с неподвижной опорой.
Гигиенические навыки: Самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться;
принимать душ, знать личные вещи.
Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их;
реагировать на замечания преподавателя, выполнять его команды.
К концу года дети могут.
Проплывать в тоннель, подныривать в обруч.
Выполнять вдох над водой и выдох в воду с продвижением вперед.
Выполнять серию прыжков с продвижением вперед, простейший прыжок
ногами вперед.
Скользить на груди, выполнять упражнения в паре «На буксире».
Выполнять упражнения «Звездочка», «Медуза».
Двигать ногами брассом с неподвижной опорой.
Старший – подготовительный возраст.
К старшему возрасту дети хорошо передвигаются в воде. Продолжается
закрепление основных навыков плавания. Но это не означает, что дети полностью
овладевают технически правильными способами плавания. Большинство из них
осваивает
плавание
кролем
на
груди
и на спине. Идет знакомство с элементами движений ногами брассом. Их
движения могут быть еще недостаточно слитны и точны, наблюдается
нарушение ритма. Конечной целью не является обучение спортивному
плаванию. Дети должны освоиться с водой, преодолеть водобоязнь, получить
азы техники плавания. Главное необходимо научить маленьких пловцов
пользоваться приобретенными навыками в различных сочетаниях и в самых
разнообразных упражнениях, заложив прочную основу для дальнейших
занятий, выработать привычку к навыкам здорового образа жизни. На этом
этапе продолжается усвоение и совершенствование плавательных движений. В
играх и упражнениях воспитывается самостоятельность, организованность,
решительность, уверенность в своих силах, инициативность, умение творчески
использовать приобретенные навыки.
9
Задачи обучения.
Учить технике скольжения (стрелочка) на груди и на спине.
Продолжать обучать лежанию на груди и на спине с выполнением разных
фигур по команде тренера.
Учить погружаться в воду на разную глубину.
Передвигаться и ориентироваться под водой.
Учить передвигаться и ориентироваться под водой на разные расстояния.
Научить выдоху в воду при нырянии и при продвижении с подвижной
опорой.
Учить сочетать движения руками и ногами при плавании на груди и на
спине.
Учить выполнять попеременные движения ногами во время упражнения
торпеда на груди и на спине.
Разучивать
попеременные
и
одновременные
движения
руками.
Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед,
головой вперед.
Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине по команде.
Учить выдоху вводу при нырянии на глубину.
Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться;
принимать душ, знать личные вещи, аккуратно их складывать.
Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их;
реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.
К концу года дети могут.
Скользить на груди и на спине.
Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение «Водолазы».
Выполнять вдох над водой и выдох в воду с подвижной опорой.
Двигать
ногами
с
подвижной
опорой
способом
«брасс».
Плавать торпедой на груди и на спине без опоры.
Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине.
Нырять на глубину с выдохом вводу.
Нырять на разную глубину и длину.
Возрастные физиологические характеристики
У детей дошкольного возраста сращение частей решетчатой кости и
затылочной (основной) кости обеих половин черепа, окостенение слуховых
проходов и носовой перегородки не завершены. Между костями черепа еще
10
сохраняются хрящевые зоны, так как продолжается формирование головного
мозга. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при проведении
физических упражнений и занятий по плаванию, потому что даже самые легкие
ушибы в области носа и уха могут привести к травмам.
Активно развивается позвоночник ребенка. Химический состав и строение
связочного аппарата и межпозвоночных дисков обусловливают его
высокую эластичность и подвижность. Правильное и своевременное
укрепление костной системы позволит избежать искривления позвоночника,
стоп, поэтому с помощью специальных упражнений и плавательных движений
можно предупредить плоскостопие. Формирование скелета у детей тесно связано
с развитием мышечной системы. Мускулатура ребенка так же, как и его скелет,
несовершенна. Мышцы составляют лишь 20-22% от веса всего тела. У
дошкольников мышечная система развивается неравномерно: относительно
слабы мышцы живота, задней поверхности бедер, мелкие мышцы глаз, стоп, шеи,
кистей, особенно у девочек малосильны мышцы плечевого пояса и рук по
сравнению с мышцами ног. В основном идет развитие длинных мышц. От их
состояния зависит уровень быстроты движений и гибкости у ребенка.
Скорректировать равномерное развитие мышечной системы у детей можно в ходе
занятий плаванием, во время которого в работу вовлекаются все основные группы
мышц. При плавании позвоночник принудительно выпрямляется, мышцы рук и
ног ритмично напрягаются и расслабляются. При любых движениях в воде руки
принимают в них активное участие. Особенно характерно это для плавания
кролем на груди и на спине, при котором попеременные движения рук в воде и
над водой влияют на гибкость позвоночника.
Следовательно, плавание является средством профилактики и лечения
нарушений осанки. У ребенка дошкольного возраста (по сравнению с периодом
новорожденности) размеры сердца увеличиваются в 4 раза, что приводит к
интенсивному формированию сердечной деятельности. Усиление сердечной
деятельности у ребенка происходит за счет увеличения частоты сердечных
сокращений. Небольшой объем сердца, малая величина выброса крови в единицу
времени не позволяют детскому организму увеличить потребление кислорода,
однако сердечная мышца ребенка обильно снабжается кровью за счет широких
просветов сосудов и быстрого кровообращения. Расширяют функциональные
возможности сердца детей также хорошая эластичность сосудов и невысокий
уровень артериального давления. Поэтому в данном возрасте сердце сравнительно
выносливо и быстро приспосабливается к циклическим упражнениям, к которым
относится и плавание. При погружении в воду вес ребенка уменьшается почти
втрое, отчего малыш не применяет чрезмерных усилий для передвижения в
водной среде. А это в свою очередь облегчает работу сердца. Давление воды на
11
тело ребенка способствует движению венозной крови от периферии к сердцу,
облегчает функцию грудной клетки и создает благоприятные условия для
деятельности правого предсердия и правого желудочка.
В результате преодоления нагрузок, которым организм детей
подвергается в процессе регулярных занятий плаванием, укрепляется мышечная
ткань предсердий и желудочков сердца, а также равномерно увеличивается объем
его полостей. Вследствие этого сердце приобретает способность работать
экономично, что улучшает деятельность всей детской системы кровообращения.
У детей дошкольного возраста верхние дыхательные пути, относительно узки, а
так как слизистая оболочка богата лимфатическими сосудами, то при
неблагоприятных условиях дыхание детей быстро нарушается. Горизонтальное
расположение ребер и слабое развитие дыхательной мускулатуры обусловливают
частое и неглубокое дыхание. Ритм его у детей неустойчив и легко нарушается. К
тому же поверхностное дыхание ведет к застою воздуха в легких ребенка.
Рядом исследований доказано, что занятия плаванием являются лучшим
средством повышения функциональных возможностей дыхательной системы.
Известно, что одним из самых трудных моментов при овладении навыком
плавания является регуляция дыхания. Плавание требует от детей полной
перестройки обычного дыхания, которое связано с циклом движений и
выполняется в строго определенный момент. В отличие от обычного,
двухфазного, в воде осуществляется дыхание трехфазное: вдох, задержка на
вдохе, выдох в воду. При этом вдох гораздо короче, чем выдох. Выполнение
вдоха затрудняется давлением воды на грудную клетку; выдох затруднен тем,
что он выполняется в воду. Все это увеличивает нагрузку на дыхательную
мускулатуру. Поэтому только хорошая техника дыхания обеспечивает
необходимое ритмичное поступление кислорода. Вследствие этих процессов
укрепляются все мышцы органов дыхания.
Нервная система в этот возрастной период также претерпевает
существенные изменения. Особенно интенсивно развиваются большие
полушария мозга, в частности, лобные доли. Это сопровождается сложной
перестройкой мозговых микро функциональных отношений, что свидетельствует
о готовности мозговых структур к осуществлению психической деятельности и
выполнению упражнений, относительно сложных по координации движений.
Изменения происходят и в основных нервных процессах. Так, увеличивается
возможность тормозных реакций. Это повышает способность ребенка подчинять
свое поведение внешним требованиям – теперь он может сознательно
удерживаться от нежелательных поступков.
В результате систематических занятий плаванием увеличиваются сила и
подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается
12
пластичность его нервной системы, отчего ребенок становится более
уравновешенным, лучше контролирует свое поведение и быстрее
приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке
Занятия плаванием способствуют лучшему усвоению питательных
веществ детским организмом. После занятий процессы обмена и выделения
протекают более совершенно. Мышцы брюшного пресса и тазового дна
укрепляются, у ребенка улучшается аппетит.
Рекомендуемая специалистами температура воды в детских бассейнах
обычно ниже температуры тела ребенка, поэтому, совершенствуя аппарат
терморегуляции, занятия плаванием, оказывают, закаливающий эффект. При
вхождении в холодную воду ребенок делает глубокий вдох, что способствует
усилению кровообращения. Кожа охлаждается, происходит сужение сосудов и
перераспределение крови в кровеносной системе: кровь оттекает от
поверхностных сосудов, что уменьшает теплоотдачу. Через некоторое время
организм приспосабливается к пониженной температуре, сосуды снова
расширяются, и повышается температура тела. В результате регулярных занятий
плаванием и постепенного снижения температуры воды от занятия к
занятию время приспособительной реакции детей уменьшается, тем самым
вызывая эффект закаливания. В свою очередь, закаленный ребенок быстрее
приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды, а, следовательно,
его
организм
становится
более
устойчивым
к
простудным
заболеваниям.
На занятиях по плаванию закрепляются уже имеющиеся у детей умения и
навыки в беге, прыжках, ходьбе, так как упражнения, проводимые в воде, на
начальном этапе обучения почти полностью повторяют упражнения и
подвижные игры, выполняемые ими, например, в зале. Но основной задачей
занятий плаванием является формирование нового навыка - скольжения на
воде. Этот навык- базовое движение в плавании, а его формирование во многом
зависит от развития двигательных способностей, среди которых ведущее место
занимают гибкость, координация движений, мышечная сила и выносливость в
мышечной работе.
В процессе занятий плаванием дети обогащаются не только
двигательным опытом, но и эстетическим, эмоциональным, волевым,
нравственным, укрепляют навыки общения, что формирует у них уверенность
в своих силах, служит основой для успешного овладения школьной
программой.
Значительная морфологическая перестройка мозговых структур у
дошкольников сопровождается еще более существенными изменениями в
активности головного мозга, и отражается на его психических функциях. Дети,
13
начинают стремиться к выполнению ответственных поручений и обязанностей.
В их поведении появляются осознанные нравственные мотивы. Впервые
ребенок начинает осознавать себя как личность. Он уже может оценить свои
поступки и действия окружающих, согласуя с общепринятыми нормами
поведения. Дети начинают придавать большое значение оценкам, которые дают
их поведению взрослые и сверстники; начинают выбирать среди товарищей
образцы для подражания и сравнения. В этом возрасте складывается
самооценка.
Произвольность поведения выражается не только во внешних действиях,
но и во внутренних процессах - восприятии, внимании, мышлении,
воображении. Поднимаются на новую ступень умственные возможности детей:
умение рассуждать, последовательно мыслить, делать обоснованные выводы.
Развивается образное мышление и начинает формироваться логическое.
Занятия плаванием оказывают на ребенка благотворное психологическое
воздействие: вызывают положительные эмоции. Но, впервые попав в воду
ребенок чувствует себя неуверенно, скованно, поэтому со стороны педагога
(тренера, преподавателя) требуются такт и участие, чтобы не вызвать страх и
неприязнь к воде. Обучение плаванию, особенно упражнения, связанные с
погружением в воду, вызывает у детей необходимость преодолевать чувство
страха и неуверенности. Поэтому правильно организованные занятия
способствуют развитию у них волевых свойств: смелости, решительности,
самостоятельности дисциплинированности.
Водные процедуры также прививают стойкие гигиенически навыки,
которые постепенно становятся потребностью и привычкой. Таким образом,
купание, игры в воде, плавание можно рассматривать как эффективное средство
нормального развития ребенка.
1.1.4 Целевые ориентиры образовательного процесса. Особенности
организации образовательного процесса по обучению плаванию.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, к целевым ориентирам
образовательной области «Физическое развитие» относятся следующие
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребёнка. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
14
взрослыми, участвует в совместных играх. Он способен договариваться,
учитывать интересы и чувства других. Сопереживать неудачам и радоваться
успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в
себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными
формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены.
Задачи по возрастам.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании:
2-3 года
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов,
импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко
заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период
начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена
развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и
стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с
идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех
лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У
него формируется образ «Я». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных
проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др.
Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
3-4 года
Привлекать к участию в совместных играх и физических упражнениях;
Способствовать проявлению интереса к занятиям в бассейне, умеет
пользоваться
оборудованием;
Создавать
условия
для
проявления
положительных эмоций, активности в самостоятельной и двигательной
деятельности в бассейне; Поощрять проявление самостоятельности в
использовании спортивного оборудования (круги, доски, игрушки тонущие,
мячи, кораблики); Поощрять проявление самостоятельности и творчества при
15
выполнении
самостоятельных
упражнений,
в
играх
на
воде
.
4-5 лет
Способствовать проявлению активности и инициативности ребёнка в
играх на воде; Содействовать созданию эмоционально-положительного
климата при проведении самостоятельных - специальных упражнений, создавать
ситуацию
успеха;
Поощрять
самостоятельное
и
творческое
использование инвентаря для игр на воде.
5-6 лет
Привлекать к участию в упражнениях с элементами спортивных игр:
водное поло, искатели, синхронное плавание; Способствовать проявлению
самостоятельности, творчества, выразительности и грациозности движений;
Содействовать самостоятельной организации знакомых игр; Стимулировать
проявление интереса к водным видам спорта.
6-7 лет
Привлекать к участию в играх с элементами водных видов спорта.
Содействовать самостоятельной организации знакомых игр, поощрять
придумывание собственных игр, упражнений в воде. Поддерживать проявление
интереса к физической культуре и плаванию, отдельным достижениям в
области спорта (плавания). Поощрять проявление интереса к спортивным играм
и упражнениям, желание посещать спортивные секции по плаванию. (Задачи и
целевые нормативы взяты из книги «Системы обучения плаванию
детей дошкольного возраста» под редакцией А.А.Чеменевой. – СПб.:\
«Издательство «Д-П», 2011—336с).
1.1.5. Диагностика плавательных умений и навыков дошкольников
Фундаментальной основой, для создания системы мониторинга плавательных
умений стали:
Методика оценки плавательных умений детей Т. Казаковцевой, КПН.
Рекомендации В.К. Велитченко, заслуженного врача России.
Методическое пособие А.А. Чеменевой «Система обучения плаванию детей
дошкольного возраста».
В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений по
методике Т.И. Казаковцевой (1994). Для проведения контрольных упражнений
необходим секундомер, с помощью которого фиксируются временные
показатели упражнений с точностью до 0,1секунды. По борту бассейна должна
быть сделана несмывающейся краской разметка. Оценка плавательной
16
подготовленности проводится один раз в год. Допустимо проводить оценку и
по мере решения каждой конкретной задачи обучения.
2. Содержательный раздел
2.1.1
Особенности
организации
образовательного
процесса
по обучению плаванию.
Система упражнений и игр, применяемая в обучении дошкольников
плаванию, основывается на закономерностях поэтапного формирования
соответствующих навыков.
Непосредственно
образовательная
деятельность
реализуется
в
совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе познавательно
исследовательской деятельности, её интеграцию с другими видами детской
деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной).
Оздоровительная. Посредством водной среды бассейна детского сада,
применение гидрокинезотерапии. Гидрокинезотерапия - движения в воде
предполагает использование всех видов и форм движения в качестве лечебного
фактора (болгарские учёные Л. Бонев, П. Слынчев, Ст. Банков) Кинестезощущение движения и положения частей собственного тела. Следы в коре
головного мозга от действий, движений. Кинестетическая чувствительность –
ощущение собственных движений.
Охрана и укрепление здоровья ребёнка, его гармоничное психическое и
физическое развитие, совершенствование опорно-двигательного аппарата,
формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, повышение
работоспособности организма, приобщение ребёнка к водным видам спорта.
Для реализации данного направления необходимо:
довести до сознания детей, что двигательная деятельность является
одним из источников крепкого здоровья; а движения в воде уже являются
лечебными;
учить детей умению регулировать свою двигательную деятельность,
чередуя интенсивные движения, с менее интенсивными и отдыхом;
придать новым ощущениям в водной среде (состояние полу весомость,
лёгкость, плавучесть, раскованность мышц и суставов, равномерность
давления на всю поверхность погруженного в воду тела). Яркую
позитивную окраску, и использовать их в обучении плаванию;
применять в комплексе (с занятиями в бассейне по обучению плаванию)
закаливающие мероприятия и упражнения на развитие дыхания,
координации, мелкой и общей моторики оздоровительной направленности;
17
обучать родителей приёмам закаливания детей в домашних условиях.
Воспитательная. Органическая взаимосвязь физического и духовного
развития дошкольников, развитие нравственности, формирование эстетических
взглядов и убеждений, самовыражения в процессе физического воспитания.
Развитие эмоциональной сферы, нравственно-волевых качеств: смелости,
настойчивости, преодоление страха, уверенности в себе.
Для реализации данного направления необходимо:
формировать у детей стремление к самопознанию и физическому
совершенствованию при овладении новыми возможностями водной
среды;
целенаправленно развивать основные физические и нравственно волевые
качества. Побуждать детей к самостоятельному использованию знакомых
упражнений, поощрять детей за придуманные собственные упражнения,
желание плавать ещё лучше;
развивать положительные эмоции и дружелюбие, умение общаться со
сверстниками; убеждать каждого ребёнка в его безграничных
возможностях, опираться в обучении плаванию на его сильные стороны
личности.
Образовательная деятельность в семье. Ставит целью формирование
двигательных умений и навыков при обучении плаванию дошкольников.
Развитие силы, ловкости, выносливости, гибкости. Совершенствование и
повышение уровня развития физических качеств детей, качественное
развитие двигательных умений и навыков. Формирование об
оздоровительном воздействии плавания на организм, осознанности
двигательных действий, о телесной рефлексии, развитии пространственных
ориентировок.
Развитие памяти, внимания.
Для реализации данного направления необходимо:
предоставить детям возможность для проявления во всём многообразии
индивидуальных качеств, в активной творческой деятельности, при
обучении плаванию, в игровой форме;
вызывать у детей стремление к выражению своих возможностей, правильно
оценивать свои силы, мобилизовать их при необходимости;
воспитывать у детей интерес к играм на воде (водному спорту), как
форме максимального проявления своих физических и психических
возможностей;
18
целенаправленно развивать и совершенствовать физические качества,
навыки передвижения в воде, желание научиться плавать ещё лучше;
бережно относиться к своему здоровью. Побуждать родителей оказывать
психологическую поддержку и помощь ребёнку в оздоровлении и
обучении его плаванию.
В программе выделена закономерность поэтапного формирования
соответствующих навыков плавания на основе использования системы
упражнений и игр. Оздоровительные, воспитательные и образовательные
задачи физического воспитания решаются на основе приобретения нового
социального опыта - освоения водной среды обитания, которая предъявляет
особые требования к двигательным способностям ребенка. Предусматриваются
основные требования к организации проведения плавания, обеспечению мер
безопасности и выполнению необходимых санитарно-гигиенических правил.
Первый этап начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами.
Он продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет
безбоязненно и уверенно - с помощью взрослого и самостоятельно передвигаться
по
дну,
совершать
простейшие
действия,
играть.
Второй этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые
помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно. На занятиях дети
учатся держаться на поверхности воды, получают представление о ее
выталкивающей силе, а также самостоятельно, произвольно выполняют
упражнение
вдох-выдох
в
воду
несколько
раз
подряд.
Третий этап предусматривает умение детей проплыть (7м) 10-15 м на
мелкой воде, сохраняя в основном согласованность движений рук, ног и
дыхания,
характерную
для
разучиваемого
способа
плавания.
Четвертый этап продолжает усвоение и совершенствование техники
способа плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду. Дети
приобретают умение плавать в глубокой воде.
Содержание каждого раздела составляют: подготовительные упражнения
и игры, сгруппированные следующим образом:
упражнения,
знакомящие
с
сопротивлением
воды
и
способом
передвижения по дну;
упражнения на погружение в воду с головой и открывание глаз в воде;
упражнения, помогающие овладеть выдохом в воду;
всплывание и лежание на воде;
скольжение по поверхности.
Навыки плавания формируются у детей с помощью специальных упражнений,
которые помогают:
19
овладеть движениями рук и ног;
освоить технику дыхания;
отработать общую координацию движений при определенном способе
плавания, в частности кролем на груди и спине.
Образовательные задачи
Совместная образовательная деятельность
педагогов и детей
Средства, методы и
методические приёмы
Задачи:
обучения плаванию детей
Оздоровительное направление
Наглядный показ, зрительные ориентиры,
словесные объяснения, помощь педагога в
каждом действии ребёнка. Попытки
самостоятельного выполнения ребёнком
упражнения, поощряются словесными
1.
Создание благоприятных
действиями педагога.
условий адаптации и
Использование практического приёма:
функциональных возможностей
повторение упражнений в различной игровой
детского организма на занятиях
форме.
в бассейне по обучению плаванию, и
Сопровождение действий игры под стихи
закаливанию
А.Барто.
Форма организации: помощь; под
наблюдением; фронтальная; индивидуальная
«Игралочки – закалочки», «Капитаны»,
«Дождик».
Упражнения на «мелкой» воде для различных
мышечных групп: плечевого пояса «Ракеты»,
2.
Укрепление мышечного
для рук («Крокодильчик», «Люди в лодках»,
корсета
и др.), ног («Маленькие и большие ножки»
«Заводные утята» и др.), спины («Мостик» и
др.), живота («Бабочка» и др.).
3.
Профилактика плоскостопия
4.
Профилактика нарушений
осанки
Упражнения, направленные на укрепление
мышц стопы и голени («Барабан», «Фонтан»,
«Кисточка и карандашик» и др.); удержание
колючих мячиков стопами ног, лёжа на спине
и др.
Упражнения, формирующие «мышечный
корсет» («Гребля», «Качели» и др.);
упражнения, направленные на формирование
20
Развитие координационных
способностей (произвольного
внимания, моторной памяти)
5.
навыка правильной осанки («Цапля»,
«скольжение лягушкой, стрелочкой» и др.)
Координированность движений, Способность
к сохранению устойчивой позы,
ориентирование в пространстве,
Чувство ритма,
Пространственно – временных
параметров движений («чувство времени»,
«чувство пространства») (Лежание на спине игра «Солнышко, дождик», «Север, Юг», под
бубен.
Образовательное направление
Формировать двигательные
умения и навыки в водной среде
1.
Учить, совершенствовать,
закреплять основные двигательные навыки
2.
Упражнения, направленные на ознакомление
со свойствами воды, её сопротивлением,
плавучестью предметов и др. На преодоление
водобоязни.
Упражнения, направленные на
умение владеть своим телом, выполняя
упражнения в воде: («Лодки с вёслами, лодки
моторные, подводные», «Водолазы»,
«Дождик», «Волны», «Посмотри под воду» и
др.).
Упражнения, направленные на изучение,
закрепление и совершенствование основных
двигательных навыков:
- задержки дыхания, открывание глаз под
водой («Кладоискатели»)
- силе и продолжительности выдоха
(«Кораблики и флот») - лежания на воде
(«Звёздочка», «Карандашик» и др.)
- всплывания («Подводная лодка»,
«Поплавок»)
- скольжения на груди и на спине
(«Стрелочка»)
- скольжения с работой ног на груди и на
спине («Торпеда») - скольжение с работой
рук «кролем», «брассом»
- согласование работы рук и ног при
плавании облегчённым способом на груди и
на спине
- плавание «кролем» хлопаем ладошками по
воде, работаем ногами с опорой «Собери
светофор», «Найди
домик уточки…» (пазлы – «липучки»). Аква
аэробика.
21
Развивать психические,
физические способности:
- ловкость;
- силу;
- гибкость;
- выносливость.
3.
Формировать у детей знания
о видах и способах плавания, о
водных видах спорта, об
оздоровительном воздействии
водных процедур
4.
Упражнения, направленные на развитие
двигательных качеств:
- осознанное выполнение упражнений; упражнения с предметами «Аква аэробика»
(мячом, палками- «нудлами», обручем и др.)
- упражнения, гармонично укрепляющие
основные мышечные группы («Поднимаем
парус», «Тюлень», «Мостик»),
- упражнения на развитие плечевого пояса и
координации
- проныривание с работой рук («Ручей»,
«Тоннель»); - упражнения на растягивание
позвоночного столба – скольжение
(«Торпеда», «Стрелочка», «Бабочка» и др.)
- поточные и интервальные выполнения
упражнений («Дорожное движение» с
соблюдением потока правостороннего
движения, дистанций и стоянок. «Флот» и
др.);
- упражнения комплексного характера;
на координацию и дыхание, выносливость:
(«Звёздочка» + «Поплавок» + «Звёздочка»)
Показ тренера на каждом занятии четырёх
способах плавания: «Кроль на груди», «Кроль
на спине», «Брасс», «Дельфин». Вызывать у
ребёнка желание учиться плавать так же.
Использовать на каждом занятии элементы
игры в «водное поло», «волейбола», «водного
баскетбола», подводного плавания,
сюжетные игры на ориентацию и скорость
реакции, игры с надувными игрушками
большими и маленькими.
- Игры с тонущими и плавающими
игрушками:
(«Сердитая рыбка», «Умка», «Карусель»,
«Тоннель» и др.)
- Использование соответствующих стихов,
речевок, за кличек, загадок про морских
обитателей.
- Эстафеты: («На крокодилах», «На раках»,
«На матрасах», «На кругах», «С нудлами», «С
мячами», «С досками», «В ластах», «На
доставание предметов со дна – кто быстрее и
больше» и др.)
22
5.
Формировать желание научиться
плавать. Стараться
правильно выполнять упражнения для
освоения техники плавания
2.1.2 Описание вариативных
реализации программы
Методы
Словесный:
Практический
Наглядный
- Обливание водой из ведёрка (1 л, 1,5 л) с
температурой ниже на 1 *, чем в
душе перед бассейном, и после занятий.
Убеждение в безграничных возможностях
каждого ребёнка в самосовершенствовании,
опору на сильные стороны личности.
- Учить видеть главную связь техники
выполнения упражнения: в игрушке
«стрелочка», схеме выполнения, фотографии
выполнения другими детьми, показом
товарищей и
тренера «стрелочки» и своими действиями,
понимание ошибок при выполнении.
- Исключать сложные объяснения, заменив
их показом.
форм,
способов,
методов
и
средств
Приемы
Объяснение техники и правил выполнения движений и
упражнений
· Контрольные задания.
· Практическая работа (плавание)
· Игровые упражнения
· Индивидуальная страховка и помощь;
· Круговая тренировка;
· Оценка (самооценка) Двигательных действий;
· Контрольные задания
· Подвижные игры на суше и в воде
· Показ другими детьми
· Разучивание,
· Имитация упражнений
· Использование средств наглядности;
Формы и приемы организации - образовательного процесса
23
Совместная образовательная
деятельность педагогов и детей
образовательная
образовательная
деятельность в
деятельность
режимных
моментах
Занятия по обучению
плаванию:
- классические,
- сюжетно-игровые развлечения;
- тематические,
- тренирующие,
- оздоровительной
направленности;
- Аква аэробика
Общеразвивающие
упражнения:
-с предметами,
-без предметов,
- сюжетные,
- имитационные.
Игры с элементами
спорта:
- водное поло,
- синхронное
плавание,
- спортивное
плавание,
- эстафеты.
Спортивные
праздники.
Комплексы
закаливающих
процедур:
(оздоровительные
упражнения
коррекционной
направленности,
обливание после
занятий
прохладной
водой воздушные
ванны, ходьба
босиком по
колючим и
ребристым
дорожкам
контрастные
ножные ванны,
дыхательная
гимнастика в воде
и на суше),
Работа с детьми
по формированию
основ гигиенических
знаний и здорового
образа жизни:
Объяснение,
показ, личный
пример,
иллюстративный
материал, игровая
деятельность в воде
Самостоятельная
деятельность детей
Игровые упражнения.
Имитационные
движения.
Спортивные игры
(водное поло,
синхронное плавание),
Сюжетно-ролевые
игры.
Танцы на воде.
Свободное купание с
игрушками.
Образовательная
деятельность в семье
Совместные игры.
Комплексы закаливания.
Занятия в спортивных
секциях.
Посещение бассейна.
Чтение специальной
литературы: по
обучению плаванию, о
подвигах моряков,
воспитание
спортивных качеств у
космонавтов и т. д.
Система физкультурно-оздоровительных и лечебно-профилактических
мероприятий
в
организации
образовательного
процесса
по обучение плаванию
24
Оздоровительное
и
лечебно-профилактическое
1. Профилактические мероприятия:
- комплексы по профилактики осанки;
- комплекс мероприятий по профилактике плоскостопия;
- комплекс дыхательных упражнений;
2. Общеукрепляющие мероприятия:
-занятия в бассейне.
Виды здоровье сберегающих
педагогических технологий
Занятие по обучению
плаванию
Игры на воде
Гимнастика пальчиковая
Гимнастика
дыхательная
Гимнастика
корригирующая
Занятия из серии
«Здоровье»
сопровождение
Особенности методики
проведения
Время проведения в режиме дня
Занятия проводятся в
соответствии
программы
1- раз в неделю младший
возраст- 30-35 мин., средний
возраст – 30-35 мин., старший 35-40 мин., подготовительный 35-40
мин.
Игры подбираются в
соответствии с возрастом
группы, и
уровнем подготовки. В
бассейне используем
лишь элементы
спортивных игр на воде.
Проводится со всеми
детьми, особенно с
речевыми проблемами.
В играх с сжимающимися,
колючими игрушками, при
напряжении и
расслаблении мелких
мышечных групп кисти
рук.
Упражнения на развитие
фонационного дыхания,
диафрагмального
дыхания.
Форма проведения
зависит от поставленной
задачи и контингента детей.
В водной части занятия,
при сушке волос,
одевании.
25
Каждое второе занятие в младшем
возрасте первая половина дня;
средний и старший возраст во второй
половине дня. Сюжетные
игры на закрепление
упражнений по обучению
плаванию. Свободное купание
С младшего возраста с
подгруппой в форме игры, при
смене упражнений на разные
группы мышц при обучении
плаванию. При динамической
паузе, для восстановления
дыхания.
Как вид упражнений 3:1 в
процессе обучения плаванию.
В занятии, в каждой части.
В различных формах
физкультурно-оздоровительной
работы.
1 раз в неделю в форме беседы.
О пользе плавания, спорте,
закаливания.
Релаксация
Самомассаж
Гимнастика
ортопедическая
Закаливание
Аква аэробика
Используется спокойная
классическая музыка
Чайковский, Рахманинов,
звуки
природы, адаптированная
для
малышей.
Комплексы для
родителей в домашних
условиях. После или
перед занятием
плаванием
Рекомендуется детям с
плоскостопием и в
качестве профилактики
болезней опорного
свода стопы
Контрастные обливания
Ножное закаливание
Способствует
эмоциональному и
двигательному
раскрепощению,
появлению чувства
радости и удовольствия
от движения в воде.
Развитие гибкости,
красоты пластики
выполнения движений
под музыку. Оптимизация
взаимоотношений в
группе.
В зависимости от состояния
детей в разных частях занятия.
Для всех возрастных групп.
В различных формах
физкультурно-оздоровительной
работы
В различных формах
физкультурно-оздоровительной
работы, в оздоровительном
плавании. В индивидуальном
порядке под контролем инструктора
В конце занятия.
Перед занятием.
В одной из частей занятия. Как
основной вид упражнений. Как
танцы под музыку в свободном
купании - самоорганизация детей.
2.1.3 Учебный план
Планирование образовательной деятельности по дополнительному
образованию – «Общефизическая подготовка и укрепление здоровья»
(плавание).
Учебный план занимает важное место при реализации рабочей программы.
Он скоординирован с учетом требованием санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов. Нагрузка на детей не превышает предельно допустимую
норму. В соответствии с проектом примерной основной образовательной
26
программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО, а также с
санитарными правилами НОД организуется в течение всего календарного года.
Учебный план состоит из обязательной части и формируемой участниками
образовательного процесса части. Обязательная часть полностью реализует
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования и включает НОД, позволяя обеспечить реализацию образовательной
области «Физическое развитие» (плавание).
Общее количество часов непрерывной образовательной деятельности
области Физическое развитие «Плавание» в неделю, год (в минутах).
Группы
Группа младшего
дошкольного
возраста (дети от 2
до 3 лет)
Группа среднего
дошкольного
возраста (дети от 4
до 5 лет)
Группа старшего
дошкольного
возраста (дети от 5
до 6 лет)
Группа
подготовительного
дошкольного
возраста (дети от 5
до 6 лет)
Общее количество
недель
Количество
минут
Количество раз
в неделю
Всего НОД
в год
от 20-25
до 30
1
32
Всего НОД в
год
(в минутах)
640-960
от 25-30
до 30-35
1
32
960-1200
от 30-35
до 40
1
32
960-1280
от 30-35
до 45
1
32
960-1440
32
Структура непрерывной образовательной деятельности в бассейне.
В каждой возрастной группе (от 2 до 7 лет) плавание проводится 1 раз в
неделю в бассейне. Различные формы и методы проведения занятий способствуют
закреплению двигательных и плавательных умений и навыков, воспитанию
физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитию координации
движений, пространственной ориентации и укреплению их физического и
психического здоровья.
27
Часть НОД
Подготовительная
Основная
Заключительная
Характеристика
Время
Направлена на организацию детей,
сосредоточение
их
внимания,
формирование эмоционального и
психологического
настроя;
выполнение
различных
общеразвивающих
и
подготовительных упражнений (в
воде).
Изучение
нового
материала,
закрепление и совершенствование
ранее приобретенных умений с
помощью
упражнений,
игр,
эстафет; проводится подвижная
игра.
Снижение
физической
и
эмоциональной
нагрузки.
Свободное
плавание,
индивидуальная
работа.
Подведение итогов занятия.
3-5 мин
9-12 мин
20-25 мин
2-5 мин
5-10 мин
Система оценки результатов освоения программы.
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат
непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки
соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки детей. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за
активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
3. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение. Описание условий
реализации программы по плаванию детей дошкольного возраста.
Бассейн детского сада
Аудиоаппаратура. Информационные стенды/папка-передвижка (по
закаливанию, обучению плаванию, советы родителям и т. д.).
Оборудование, постоянные ориентиры и инвентарь для бассейна:
термометр комнатный;
термометр для воды;
секундомер;
28
для
судейский
свисток;
дорожка для профилактики плоскостопия;
плавательные доски 14 шт.;
ведёрки/пластмассовые стаканы/лейка для обливания 0.5 л, 1.0 л., 5.0 л.;
игрушки и предметы плавающие, различных форм и размеров;
игрушки и предметы тонущие, различных форм и размеров;
игрушки и предметы с изменяющейся плавучестью;
круги надувные разных размеров;
поролоновые палки (нудлы);
мячи резиновые разных размеров;
мячи надувные;
обручи с грузами (вертикальные);
обручи плавающие (горизонтальные);
баскетбольная корзина, плавающая 2 шт.;
водная сетка «Волейбол» 1 шт.;
плавающие надувные, резиновые, пластмассовые игрушки, отражающие
принадлежность к жизни на воде (рыбки, уточки, дельфинчики и т. д.), или к
определённой деятельности (лодки, корабли и т. д.);
наглядные пособия, карточки, схемы, настольные игры.
Дидактический материал
Перспективные планы по возрастам, календарные планы, карточки, схемы,
пособия по обучению плаванию, картотека игр на воде, открытки и книги о
морских обитателях, Комплексы упражнений на суше, комплексы Аква
аэробики, комплексы упражнений оздоровительной направленности, пособие
для родителей по обучению плаванию, пособие для родителей по
закаливанию детей в домашних условиях.
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
и воспитания
1. Канидова В.И. Обучение плаванию детей младшего дошкольного возраста в
условиях ДОУ/Под ред. И.Ю. Синельникова – М.:АРКРИ, 2012. – 168с.
(Растем здоровыми)
2. Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского
сада / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1985.-80 с.
3. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском
саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т.И.Осокина,
Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991.-159 с.
29
4. Петрова Н.Л., Баранов В. А. Плавание. Техника обучения детей с раннего
возраста / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. – М.: «Издательство ФАИР», 2008.120 с.
5. Рыбак М.В. Занятия в бассейне с дошкольниками.- М.: ТЦ Сфера, 2012. –
96 с. (Растим детей здоровыми)
6. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. Учебно –
методическое пособие/ Под ред. А.А. Чеменевой. – СПб.: «Издательство
«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. -336 с.
7. Плавать раньше, чем ходить. З.П.Фирсов Издательство « Физкультура и
спорт» 1978 г.
3.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды
Особенности организации предметно-развивающей среды в бассейне
детского сада в том, что среда должна стимулировать физическую активность
детей, присущее им желание совершенствоваться в приобретённых навыках
плавания, познавать, побуждать применять в играх своё умение.
В ходе игр, в том числе игровых упражнений, дети имеют возможность
использовать игровое и спортивное оборудование.
Водная среда предоставляет условия для игрового обучения плаванию и
развития моторных функций и координации ребёнка.
3.4
Особенности
организации
работы
с
родителями
В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда
дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для
участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством
создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Организационная
форма
Цель
Темы
Педагогические
беседы
Обмен мнениями о развитии
ребенка, обсуждение характера,
степени и возможных причин
проблем, с
которыми сталкиваются
родители и педагоги в процессе его
воспитания и
«Значение плавания в жизни
ребёнка»
«Как организовать
выходной день с ребенком»
«Роль движений в жизни
ребёнка»
30
Дни открытых
дверей
Тематические
консультации
обучения. По результатам
беседы педагог намечает
пути дальнейшего развития ребенка
Ознакомление родителей с
содержанием, организационными
формами и методами физического
развития детей
Создание условий, способствующих
преодолению трудностей
во взаимодействии
педагога и родителей по
вопросам физического
развития детей в условиях
семьи
«Целевые ориентиры
в обучении плаванию»
«День здоровья»
«Закаливающие процедуры,
профилактика простудных
заболеваний» «Как быть
примером своему
ребёнку в закаливании»
Приложение 1
31
Инструкция по технике безопасности для детей в бассейне «Овладение
детьми
элементарными
навыками
личной
безопасности
при
организации занятий по плаванию»
В детском возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит
созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма,
развивается его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним
факторам воздействия, формируются движения, осанка, приобретаются
физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и
навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты
характера,
без
которых
невозможен
здоровый
образ
жизни.
Основная задача - охрана жизни и здоровье детей, ставит перед
необходимостью систематизации работы по таким направлениям как
предвидеть, научить, уберечь. Условия современной жизни, экология,
особенности воспитания в семье накладывают отпечаток на психофизические
особенности детей. Большинство детей чрезмерно активны, подвижны, легко
возбудимы, поэтому наблюдаются трудности в управлении их поведением.
Детский
возраст,
как
известно,
является
самым
благоприятным
периодом для всестороннего развития ребенка. Но сегодня родители, к
сожалению, больше внимания уделяют умственному развитию детей, не
проявляют должной заботы о развитии физическом, забывая, в частности, о
том, что регулярные занятия плаванием способствуют закаливанию,
совершенствованию механизма терморегуляции, повышению иммунитета,
эффективной адаптации к внешней среде; укрепляет нервную систему;
улучшают аппетит, повышает тонус и выносливость, совершенствуют
движения. Кроме того, при обучении детей плаванию, формируются жизненно
необходимые навыки по основам безопасности жизнедеятельности ребенка, в
частности, безопасному поведению в бассейне и на водоемах во время отдыха.
Статистика несчастных случаев с людьми в местах массового отдыха
свидетельствует о том, что основное количество несчастных случаев с гибелью
людей на воде составляют дети. Большинство несчастных случаев произошло в
местах, запрещенных для купания. Среди взрослых - купание в запрещённых
местах, среди детей - нахождение у воды в местах, необорудованных для
купания, и недосмотр со стороны родителей, а также незнание элементарных
правил поведения на воде.
Другой основной причиной несчастных случаев является также неумение
плавать как родителей, так и детей. Формирование знаний детей по основам
32
безопасности жизнедеятельности при обучении плаванию актуально. Причины
несчастных случаев на воде традиционны из года в год.
Вода – это стихия, которая может приносить человеку, как пользу, так и
вред; всегда остаётся вероятность опасных событий. Учитывая всё это, можно
сказать следующее, что у нас с ранних лет прививают знания о безопасности во
время
плавания
и
осуществляют
обучение
элементарными
плавательными навыками и умениями.
При проведении образовательной деятельности в процессе обучения
детей плаванию необходимо учитывать санитарно-гигиенические требования,
как к оборудованию, так и к помещению, где проходит вся работа. Вся
непосредственно-образовательная деятельность должна проводиться в
соответствии с возрастом детей, а также и их индивидуальных
способностей.
Перед проведением ОД инструктор по физической культуре должен
тщательно всё проверить (помещение, освещение, температуру и т.п.) так как
безопасность на воде является главной в проведении работы при обучении детей
плаванию.
Дети должны знать и выполнять правила поведения, как в помещении
бассейна, так и правила поведения на воде. В нашем бассейне весят плакаты, и
время проведения ОД все правила увидеть и запомнить на картинках.
Вот те правила, которые должны знать и применять:
Правила поведения детей в бассейне.
1. Перед занятиями в закрытых бассейнах «лягушатниках» дети должны
тщательно вымыться водой с мылом.
2. Необходимо принимать пищу не позднее, чем за 2-3 часа до начала занятий.
Плавать с полным желудком опасно.
3. Если ребёнок не совсем здоров, ему не следует в этот день заниматься
плаванием после осмотра медика отстранён от занятия.
4. В воде ребёнок должен непрерывно двигаться иначе он начнёт мёрзнуть.
5. При появлении признаков переохлаждения, ребёнок должен тотчас выйти
из воды. Тёплый душ, одежда, энергичные упражнения быстро согреют
ребёнка.
6. Во время занятий следует избегать чрезмерного напряжения, которое может
привести к переутомлению.
7. Радость детей во время пребывания в воде не должна выражаться криками
и баловством, нужно дать ей правильное направление. Недопустимо, чтобы
дети, желая пошутить, звали на помощь.
8. Нельзя детям разрешать сталкивать друг друга, «скользить»
навстречу друг другу или нырять под своих товарищей.
33
9. Ни один ребёнок не должен покидать самостоятельно место занятий.
10. После посещения бассейна обязательно принять душ, насухо вытереться
полотенцем, подсушить волосы и покинуть бассейн по списку детей.
ПРАКТИКУЕМЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ВОДЕ ДЛЯ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
1.
Транспортировка «уставшего» одним и двумя спасателями. Захваты и
приёмы освобождения от них.
2.
Плавание с помощью одних ног «брассом», «кроль» на спине, руки над
водой (детям лучше взять предметы в руки).
3.
Плавание с помощью одних ног на боку, верхняя рука над водой (лучше с
предметом) нижняя выполняет гребки.
4.
Плавание избранным для транспортировки способом, удерживая в руках
лёгкий предмет (резиновые и надувные игрушки, куклы).
5.
Плавание избранным способом, транспортируя «пострадавшего»
(проплываемое расстояние постепенно увеличивается)
6.
Умение менять направление (вперёд, назад, влево, вправо) при плавании по
сигналу (свистку, хлопку) и умение переворачиваться со спины на грудь и
наоборот.
7.
Сбор предметов со дна (шайбы, эспандеры), во время проплывания под
водой
(количество
предметов
постепенно
увеличивается).
9.
Плавание
с
бросовым
материалом
(пластиковые
бутылки).
10. Плавание в одежде и умение её снимать в воде, не вставая на ноги.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности по
плаванию возраст 2-7 лет.
34